О горнолыжной технике массового катания

В нашей стране тысячи людей катаются на горных лыжах, причем основную массу катающихся (не менее 90%) составляют так называемые туристы. Однако не секрет, что уровень техники поворота у большинства катающихся ради удовольствия весьма низок, а сама техника разительно отличается от техники ведущих горнолыжников мира, главное для которых — спортивный результат. Отчего же это происходит? Ответить на этот вопрос можно, проанализировав мотивы, приводящие туристов на склон, условия их катания и способы поворота, сопоставляя на каждом этапе анализа туристов и спортсменов.

Введем критерий, позволяющий объективно оценивать технику поворотов независимо от условий спуска, исходя из рассмотрения действующих на лыжника сил.

Лыжник движется вниз по склону, крутизна которого характеризуется углом α, под действием параллельной склону и направленной вдоль траектории спуска составляющей силы тяжести. Движение лыжника тормозится силой трения между лыжами и поверхностью склона. Эта сила не зависит от скорости и может быть охарактеризована углом трения αтр, определяемым как минимальный угол крутизны склона, при котором возможно начало скольжения лыж без каких-либо усилий со стороны лыжника. Обычно угол трения мал — 1—3°.

Кроме того, движение лыжника тормозится силами сопротивления воздуха и снега. Эти силы в первом приближении пропорциональны квадрату скорости. Коэффициенты пропорциональности в выражениях для сил сопротивления воздуха и снега будем называть и обозначать соответственно коэффициентом торможения воздухом (α) и коэффициентом торможения снегом (A).

Коэффициент торможения воздухом зависит от стойки и одежды лыжника. Так, лыжник, одетый в гладкую, плотно прилегающую одежду, спускающийся в низкой стойке скоростного спуска, имеет α=0,2 кг/м. Лыжник в низкой стойке, но одетый в свободную одежду тормозится воздухом с коэффициентом α=0,3 кг/м, а этот же лыжник в высокой стойке — с коэффициентом α=0,5 кг/м.

Коэффициент торможения снегом зависит от состояния снега и техники выполнения поворотов а приближенно может быть представлен в виде суммы А=к+К. где к описывает состояние склона, а К — технику поворота. Коэффициент к на жестком склоне очень мал (его при этом можно считать равным нулю), а на склоне, покрытом сухим снегом, утрамбованном при прохождении «лесенкой», к=0,2—0,5 кг/м. Обычно при спуске по трассе с правильной периодичностью (например, «змейка» с одинаковыми расстояниями между флагами) на ровном склоне скорость лыжника после прохождения участка разгона в одних и тех же фазах разных поворотов одинакова. Это означает, что средняя скорость лыжника V постоянна, а среднее значение силы* перемещающей лыжника вдоль траектории-спуска, равно нулю. Последнее обстоятельство позволяет ввести понятие среднего коэффициента техники поворота Кср и определять его по формуле
где m — масса лыжника (кг), g — ускорение силы тяжести (g =10 м/с2), а β — угловой размер дуги поворота (в радианах). Очевидно, что коэффициент /Сер может служить критерием при сравнении различных способов поворота.

Следует, однако, отметить, что точность определения Кср по указанной формуле невысока из-за приближенного характера самой формулы. Поэтому сравнение будет тем точнее, чем ближе условия прохождения трасс разными способами. Указанный критерий может быть полезен при сравнении сильно отличающихся по технике групп лыжников, в частности при сопоставлении туристов и спортсменов.

Выбор техники поворотов определяется крутизной и состоянием склона, тренированностью, физическим и психологическим состоянием лыжника, а выбор склона и состояние лыжника в значительной степени зависят от побудительных мотивов катания на горных лыжах. По-видимому, можно выделить три группы мотивов.