Об ускорениях в поворотах
Источник ускорений в большинстве случаев ищут в усилиях и действиях самого спортсмена: в коньковом отталкивании, выталкивании лыж из-под себя, в вертикальных сгибаниях-разгибаниях, различных маховых движениях рук и т. п.
Насколько справедливы такие суждения? Действительно ли мастера экстра-класса ускоряются в каждом повороте? Если это так, то в конце слаломной трассы скорость спортсмена должна оказаться намного большей, чем на первом участке. В действительности же мы этого не наблюдаем, зачастую начальный участок преодолевают даже резвее, чем финишный. Значит, речь идет не об убыстрениях, а о борьбе с уменьшением скорости в каждом повороте.
Пожалуй, одно из самых емких определений техничности горнолыжника — это умение использовать свой собственный вес как основу для ускорения скольжения. Рассмотрим некоторые из приемов ускорений с позиций их действенности и сферы применения.
В конькобежном спорте коньковый шаг, как ускоряющий прием, позволяет достичь скорости близкой к 40 км/час — именно с такой скоростью проходят 500-метровую дистанцию конькобежцы-спринтеры, мастера ледяной дорожки. Применительно к современному слалому, где средняя скорость, продиктованная условиями трассы, составляет около 40—45 км/час, коньковые ускорения могут иметь место лишь при стартовом разгоне 2—3 шагами с применением толчков палками. А при использовании старта «катапультой»* отрезок разгона еще сократится, ибо, как только скорость приблизится к критической слаломной, коньковые отталкивания теряют смысл и внимание спортсмена полностью переключается на трассу: ворота, микрорельеф и состояние снега. Кстати, чем выше класс спортсмена, тем менее он суетлив на трассе, тем реже возникает у него необходимость искусственно ускоряться, ибо он меньше замедляется.
Как мы знаем, скорость спуска находится в прямой зависимости от скатывающей силы, которая тем больше, чем больше угол наклона лыж к горизонту (в середине дуги он наибольший и равен крутизне склона, а в начале и конце — минимален) и чем меньше потери на соскабливание снега кантами и прочие его деформации. Поэтому повороты на спортивных трассах выполняются в основном резаные и плоскорезаные на параллельных лыжах. Коньковое окончание и вход в поворот позволяют спортсмену «пересаживаться» на другую лыжу с минимальной потерей скорости. И только в тех случаях, когда поворот заканчивается поперек или почти поперек склона и скорость заметно падает, спортсмен вынужден сделать действительно ускоряющий шаг вперед-вверх, сопровождаемый толчком двумя палками, для набора высоты к началу следующего поворота.
Таким образом, коньковые ускорения в слаломе, и особенно гиганте, практически не нужны, если вы умеете правильно скользить. Чем выше скорость, тем все больше внимания мастер уделяет предотвращению пассивного проскальзывания внешней лыжи (а в коньке — ее проскальзыванию вниз) и быстрому подтягиванию ее носка. С этой целью кривизну скольжения внешней лыжи к моменту окончания поворота иногда резко увеличивают, порой даже в ущерб скорости спуска.
Вообще, толчковое усилие от быстро скользящей по дуге лыжи имеет радиальное направление, которое, не увеличивая линейной скорости, создает лишь центростремительное ускорение. В результате вес тела переносится на внутреннюю лыжу, которая в этот момент находится в положении «ножниц», что, как известно, сопровождается торможением. Вот почему, скользя на внешней лыже, внутреннюю обычно почти отрывают от снега. Могу повторить: если одновременно с «пересадкой» с лыжи на лыжу удалось сохранить имеющуюся скорость, считайте, что цель достигнута. В этом заключается, как часто говорят, искусство ведения лыж.
Что касается сгибаний-разгибаний как ускоряющего фактора, то исследования, проводимые мной, подтвердили, что такой прием дает эффект только при умелом использовании микрорельефа, в частности крутизны бугров в направлении скольжения, да и то лишь на малых скоростях и на очень пологих участках, где скорость сгибания-разгибания ног может превысить скорость наезда на бугор и съезда с бугра.
Поскольку скольжение по дугам в вертикальной развертке похоже на спуск по бугристому рельефу, правомочно провести аналогию техники таких спусков с техникой поворотов — сгибание ног в начале дуги и отжимание в конце. Промежуточные перемещения центра тяжести вверх-вниз не увеличивают потенциальную энергию тела. Задача горнолыжника состоит в том, чтобы с наибольшим эффектом преобразовать имеющуюся потенциальную энергию в кинетическую, — так можно сформулировать техничность спуска. Здесь невольно еще раз хочется сослаться на конькобежцев — они избегают вертикальных перемещений туловища, ибо они не убыстряют скольжения, а только поглощают энергию.
Переходя к анализу ускорений за счет выталкивания лыж, следует не смешивать их с ускоряющим выталкиванием стоп для быстрейшего пересечения луча финишного фотоэлемента. Это движение действительно сокращает общее время прохождения трассы на тысячные доли секунды. В данном случае приращение скорости лыж происходит за счет откидывания туловища назад, что не означает общего повышения скорости. Делай такое выбрасывание лыж на трассе хоть десять раз — эффект будет нулевой.
Ускоряющий эффект в конце резаного поворота, думается, следует искать в использовании энергии прогнутой лыжи. При разгибании, обгоняя тело лыжника, она как бы выстреливает, и задача спортсмена — не мешать ей, чему способствует правильное применение авальмана. Выталкивание же и «сидение на пятках» являются искажением его сути. Такое движение чемпионат мира 1970 года по троеборью Билл Кид сравнил с «подскальзыванием на банановой корке».
Что же касается ускорений за счет дополнительных движений руками или ногами, то в лучшем случае они бесплодны, а в основном вредны.
Итак, главный фактор в достижении лучшего результата — возможно лучшее скольжение лыж по оптимальным траекториям, обеспечивающее гарантию прохождения всех ворот при эффективном использовании скатывающей силы, меняющейся в процессе поворота по величине и направлению.
Достигается это за счет наиболее выгодного в конкретном случае взаимодействия лыж со снегом, а именно резаных поворотов на параллельных лыжах, которые и являются основой технической подготовки горнолыжника.
* Смотри спортивную специализацию.