Беседы с Иржи Рашкой

В беседах с любителями спорта Иржи обычно отвечает на сотни вопросов. Все их можно разделить на четыре основные группы, которые и составляют четыре части этой заключительной главы.

О трамплинах

Страницы: 1 2 3 4

«Я начну с категорий трамплинов. Трамплины бывают естественные и искусственные, из дерева, бетона или пластмасс. В зависимости от дальности прыжков мы делим их на трамплины для начинающих, малые, средние, большие и гигантские — с расчетной мощностью 120 метров и более.

Для постройки трамплинов действуют специальные предписания и нормы. Они постоянно дополняются новейшими нормативами, отвечающими прежде всего требованию большей безопасности прыжка. Об этом заботится специальная комиссия при Международной лыжной федерации. Принципы строительства трамплинов являются результатом долголетней деятельности многих специалистов. Основа этих принципов была заложена в трудах швейцарского инженера Штрауманна (1927 год) об аэродинамике прыжка на лыжах. Есть и другие научные работы в этой области. Свой вклад в теорию и практику строительства трамплинов внесли и чехословацкие специалисты. В комиссии по прыжкам с трамплинов при Международной лыжной федерации постоянно работает представитель Чехословакии, наши специалисты по строительству трамплинов, начиная еще с архитектора Яролимека, широко известны за границей.

Первая задача при строительстве трамплина — найти подходящую местность. Идеальным было бы найти холм, который был бы защищен лесом от бокового ветра. Лучше всего ставить трамплин на северной стороне или северо-восточной: солнце здесь не так будет воздействовать на снег, как на южной стороне. Хорошо подыскать для трамплина место с двумя возвышенностями: для стола отрыва и для горы приземления. В этом случае строительство трамплина станет проще. Примером тому может служить трамплин в Рожнове, при строительстве которого архитекторы прекрасно выбрали подходящую местность на краю города.

Кто располагает достаточными финансовыми возможностями, тот может себе позволить не обращать внимания на характер местности. Трамплин можно поставить всюду, даже на лугу. Например, трамплин в Кайполе (Финляндия) сооружен на открытой поляне. Подобное огромное сооружение и большая искусственная эстакада неблагоприятно действуют на психику прыгуна. Кроме того, на открытом пространстве сильно мешает ветер. Строители трамплина перед началом работ должны знать, прыжки какой длины можно будет выполнять на их трамплине. Чем длиннее разгон и гора приземления, тем длиннее прыжки — между ними существует прямая зависимость.

Меня часто спрашивают, является ли склон горы разгона действительно таким крутым или это зрителям снизу так кажется. На планицком трамплине угол наклона равен 38°. Следовательно, речь не идет о необыкновенно крутом спуске, но прыгун должен обладать определенными навыками лыжника, даже горнолыжника. Скорость при спуске с горы разгона — не маленькая, на самых больших трамплинах она достигает 115 километров в час. Большинство из нас предпочитает гору разгона, где скорость нарастает постепенно. При полетах в воздухе в Оберсдорфе в 1970 году резкая крутизна горы разгона напугала не только некоторых зрителей у трамплина, но и нас, опытных прыгунов. Организаторы соревнований хотели видеть большие прыжки, поэтому сделали более крутым склон горы разгона, чем обычно. У меня было такое чувство, как будто я не еду, а прямо падаю вниз.

Рассказывая о соревнованиях, я часто говорил, что между первым и вторым кругами менялась длина горы разгона. Да, скорость прыгуна, а тем самым и длину прыжков можно менять с помощью расположенных на разном уровне площадок, откуда начинается гора разгона. Обычно используется пять ступеней горы разгона, некоторые трамплины применяют и восемь, а старый трамплин в Планице их имеет целых десять. Длина горы разгона выбирается в зависимости от результатов при тренировке. Эти результаты помогают выяснить вопрос, отвечает ли длина прыжков безопасности прыгуна. Многое, конечно, зависит от условий погоды, от температуры и качества снега.