На американском континенте
Страницы: 1 2 3Американский прыгун Своор должен был подбодрить нас. Свой прыжок он закончил без падения, но дальность его была минимальной. Нам хорошо было видно, как нелегко ему пришлось приземляться на неровной, покрытой льдом поверхности. Мы решили испытать сначала лишь гору приземления трамплина — от стола вниз. Потом я подумал: «Разве затем я проехал не одну тысячу километров, чтобы отказаться от возможности прыгнуть?» Прыжок получился хорошим— 127 метров, но внизу я поскользнулся и упал.
Суббота началась по-американски — с шумной рекламы. На айронвудском аэродроме утром состоялась пресс-конференция. Здесь на разные лады перепевался один и тот же вопрос: каков у каждого из нас лучший результат и собираемся ли мы прыгнуть на Медной горе дальше? Я понял простую логику американцев: если в Планице я установил мировой рекорд, прыгнув на 164 метра, то непременно повторю его и в Айронвуде. Раз я это однажды уже сделал, то непременно справлюсь и на сей раз, причем условия и место соревнования играют здесь не столь важную роль...
Куда большей сенсацией на состоявшейся пресс-конференции явилось участие в ней «королев красоты». Карен Киннунен представляла Айронвуд. Карен, скандинавка по происхождению, своей величайшей любовью объявила снег. Вторая «королева» — Памела Энн Элдрен — завоевала звание самой красивой девушки штата Мичиган, а позже и «королевы красоты» Соединенных Штатов. Эта двадцатилетняя блондинка проехала по Соединенным Штатам уже около двухсот тысяч миль с короной в волосах и успела, между прочим, подписать выгодный контракт с одним из театров на Бродвее. И так как ей полагалось присутствовать при каждом знаменательном событии Америки 1970 года, разумеется, приехала она и на первые на Американском континенте полеты на лыжах, чтобы вручать призы по окончании соревнований.
Неудачным началом соревнований явилось падение первого прыгуна — поляка Павлюсяка еще на эстакаде трамплина. Он пролетел в воздухе 70 метров, и можно говорить о чуде, что, упав на лед, он не переломал себе всех костей. Не смогли избежать падений и другие прыгуны. Прыгнув на 132 метра, закончил прыжок падением и я.
И во втором, и в третьем круге мои прыжки окончились падением, что случилось со мной в первый и последний раз в жизни. Я прыгнул дальше всех, но ни разу мне не удалось удержать равновесия: раз я задел рукой снег и два раза упал. Перчатки мои были разодраны, и на брюках остались следы от торможения на льду. Во время вечернего коктейля я из-за синяков не мог сидеть, небрежно объясняя это тем, что якобы предпочитаю стоять.
Остальные члены нашей команды прыгали удачно, а я, олимпийский чемпион, продемонстрировал Америке лишь три падения. Если учитывать и тренировочный прыжок, то — четыре. Значит, сто процентов неудачи! В отличном настроении был наш Доубек, лидер соревнований. Вторым был Губач, третьим — Рыдвал, и лишь потом шли прыгуны из других стран. Мои самые дальние прыжки, несмотря на падения, обеспечили мне восьмое место. Все-таки оставалась еще надежда догнать лидеров на следующий день, в воскресенье.
И во второй день соревнований дул сильный ветер. Вместо того чтобы прыгать, мы стали играть в футбол, так мало известный американцам. В тяжелых лыжных ботинках и толстых свитерах мы быстро согрелись, гоняясь за футбольным мячом. Американцы с интересом наблюдали за нами, хотя среди нас не было лучшего футболиста-прыгуна Бьёрна Вирколы, одного из кандидатов в норвежскую сборную по футболу.
Потом ветер несколько стих, мы стали прыгать, и мне наконец-то удалось прыгнуть без падения на 128 и 122 метра, что было достаточно, чтобы с восьмого места передвинуться на первое. Из шести членов нашей команды пятеро попали в первую десятку.
Несколько слов о зрителях. Организаторы ожидали, что у трамплина их соберется не менее 30 тысяч. Но большинство американцев предпочли прямую трансляцию по телевидению. Интерес телевизионных компаний к соревнованиям был настолько велик, что организаторы соревнований не понесли убытков. Пяти тысячам зрителей, собравшимся в субботу, а потом и в воскресенье у подножия Медной горы, не пришлось утруждать себя и выходить из машины: гору было хорошо видно со всех сторон. Кого интересовали детали, тот доставал бинокль. Удачные прыжки отмечались не аплодисментами, а звуками автомобильных клаксонов.
Из Айронвуда мы полетели в Нью-Йорк, где в день отлета наскоро осмотрели несколько его достопримечательностей, посетили самый высокий небоскреб «Эмпайэр Стейтс Билдинг». Наверху мы замерзли больше, чем на трамплине, но не сдавались и основательно рассмотрели Нью-Йорк с большой высоты. Итак, турне по Соединенным Штатам кончилось для нас символически — на крыше небоскреба...»