Впервые на «Турне четырех трамплинов»

Страницы: 1 2 3 4 5

Рашка и другие молодые прыгуны знали, что происходит смена поколений прыгунов не только формально, в зависимости от года рождения, но прежде всего по результатам выступлений. Они чувствовали, что наступает их время. Попадешь в четверку сильнейших — и откроются заманчивые перспективы больших международных стартов. Рашка почти вплотную подошел к тому, чтобы занять постоянное место среди спортсменов, отобранных для ответственных международных состязаний. Поэтому он приветствовал раннее начало летних — собственно, еще весенних — тренировок.

В «Дукле Либерец» составной частью тренировок был велосипедный спорт. Все приняли участие в двухнедельных гонках по Чехии и Моравии. Их сопровождала машина, которая везла чемоданчики с бельем и всем необходимым для «жизни в седле». Норма—150 километров ежедневно. Рашка был в своей стихии. Он очень любит велосипедный спорт, является его большим ценителем и болельщиком.

Запомнился участникам гонок день 31 мая 1962 года. Они стартовали в десять часов утра в Рожнове и в семь вечера, усталые после рекордного этапа в 240 километров, прибыли в Градец Кралове. Пришлось крутить педали почти целый день, не считая часа обеденного перерыва. В этот вечер по радио передавался репортаж из чилийского города Винь дель Map, где проходил чемпионат мира по футболу и наша команда играла с испанскими футболистами. Все гостиницы были переполнены. После бесплодных попыток найти ночлег они уселись на набережной Лабе и включили транзистор. И когда Штибраны единственным голом решил успех матча в нашу пользу, с набережной Лабе раздался ликующий рев.

Усталость от гонок в полной мере начала сказываться лишь после окончания репортажа. Кто-то предложил зайти в местный воинский гарнизон — не найдется ли там свободных нар для либерецких прыгунов. Но и там ничего не было, кроме мест на гауптвахте. У солдат гарнизона этот день прошел без дисциплинарных наказаний— все нары были свободны. Пятнадцать спортсменов из «Дуклы Либерец» провели ночь на гауптвахте и спали сном праведников.

Последние два месяца военнослужащие спортивной роты «Дукла Либерец» помогали перестраивать большой трамплин в Шпиндлерув Млыне. Работы было много, но они знали, что работают на себя и что скоро приедут сюда на сбор.

У кралупского завода, выпускающего автомобильные тормоза, был здесь свой дом отдыха. В начале августа там отдыхала и Вера Подгадска, которая сразу понравилась Иржи Рашке. Случайная встреча превратилась в серьезное знакомство. Весной следующего года Вера и Иржи поженились.

В августе Рашка демобилизовался.

Дома Рашка готовился к новому сезону так же интенсивно, как и в армии. Он работал на Моравском электромеханическом заводе, свободного времени стало меньше, приходилось использовать каждую свободную минуту — это был его старый принцип. У него не проходило даром ни дня, ни часа. Близился предолимпийский сезон, решающий для тех, кто мечтал попасть в Инсбрук. Рашка знал, что пятерка, которая будет отобрана по результатам будущего года, получит возможность хорошей подготовки дома и за границей. Здоровое честолюбие заставляло его «выкладываться до конца», он упорно готовил себя к предолимпийской атаке на позиции сильнейших.

Зимние успехи рождаются в летних тренировках. Это он знал и был требователен к себе, не делал никаких скидок во время тренировок, скорее даже добавлял новые упражнения к тем, которые ему давал тренер Ремса.

Рашка считал, что сделал многое. Но ведь не спали и другие кандидаты в олимпийскую сборную! Отборочные соревнования на первом снегу в Шпиндлерув Млыне его несколько успокоили. Он сумел завоевать путевку на «Турне четырех трамплинов» — крупнейшее соревнование, традиционно открывающее сезон международных встреч.

После рождественских праздников 1962 года Рашка вместе с Мотейлеком, Матоушем и тренером Ремсой отправились на первый этап «Турне» в Оберсдорф.