Снова по параллельной лыжне

...После тренировки собрали всех в кабинете директора спортшколы «Юность», потому что другого помещения пока нет. Провели занятие по ведению дневника. Рассказал о форме, последовательности записей, а Алевтина Павловна прочитала и показала ряд описаний тренировок в своем дневнике.

А. К. Однако прошла первая волна активности, педагогического энтузиазма, и я задумалась: что я делаю? чем я занимаюсь? Все это, конечно, дело нужное, но я же мечтала заниматься совсем другим, я же хотела воспитывать спортсменов, мастеров спорта. А какие тут могут быть спортсмены? У Павла хоть это была пока не основная работа, он ведь еще продолжал тренировать ребят из сборной. А мне что ж, так и пропадать здесь?

Из дневника А. К.

19 декабря 1968 года. Зеленоград — Москва.

Больна. Решаю организационные и хозяйственные вопросы по школе спортивного мастерства. 1. Райком КПСС в 10 ч. 2. В «Динамо» с 11 ч. 3. ЦС «Динамо», МГС «Динамо». 4. Опять РК КПСС. В 15 ч. выехала в Зеленоград. Обсуждаем вопрос по оборудованию предоставленных под школу помещений. В первую очередь надо: занавески и стулья. Занавески принесли из дома, а стулья выделил райком ВЛКСМ.

Поначалу успокаивало то, что вскоре появились первые ощутимые результаты работы. Мы заставили ребят учиться в вечерней школе, устроили их на работу, они втянулись в регулярные тренировки. С 7.00 до 14.00 они работают, в 15.00 они прибегают к нам и до 18.00 тренируются, затем бегут в школу рабочей молодежи.

А со временем и спортсмены у нас появились. Собственно, почти все, кого мы первоначально приняли к себе, стали мастерами спорта. Многие из них уже закончили вечернюю школу, а некоторые к этому времени поступили и успели окончить школу тренеров, институты.

Выступая в печати, Павел как-то приводил историю одного из наших воспитанников. Я думаю, не будет ничего страшного, если я расскажу о ней в этой книге. Потому что она весьма характерна для нашей школы. Пришел к нам однажды мальчик по имени Саша. «Как твоя фамилия, Саша?» — спросила я. — «Музыкантик». Подивилась я такой странной фамилии, улыбнулась и спрашиваю: «А на каком же инструменте ты играешь?» А он пальцы сложил и этакой трещеточкой щелкнул по зубам, а сказать точнее, по корешкам, которые только и остались у него от зубов. И так жалко мне стало этого мальчишку, и понравился он мне очень своей простотой, открытым взглядом, Я его без лишних слов за руку — и к зубному врачу. Вылечили мы ему зубы, поставили новые. Потом еще два года сердце приводили в порядок: у него неладно с ним было из-за плохих зубов. А еще через год он на первенстве Москвы выполнил норму мастера спорта. Он, правда, был не новичок в лыжах, до нас занимался в ДЮСШ. Но оттуда его исключили за плохое поведение. Потом он и общеобразовательную школу бросил, стал работать, но прогуливал. В общем, был типичным «трудным подростком». Сейчас все у него выправилось и здоровье, и характер.

Опыт нашей школы показал, что, даже начав заниматься лыжами в юношеском возрасте, можно стать мастером спорта. Но, безусловно, гораздо больше шансов подготовить лыжника высокого класса у того тренера, который имеет в своем распоряжении детей. Тут и спорить нечего. К сожалению, мы пока не имеем возможности принимать к себе учащихся, общеобразовательных школ. Правда, последние годы мы получаем вполне подготовленное в спортивном отношении пополнение. С детско-юношеской спортшколой у нас наладился контакт, и по взаимной договоренности мы теперь можем тренирующихся в ней учеников 10-го класса (то есть занимающихся там последний год) приглашать к себе на сборы, с тем чтобы в дальнейшем они занимались у нас и выступали за наше общество «Динамо».

Казалось бы, проблема ранней специализации спортсменов у нас решена. И все же такое решение не может нас полностью устроить. И вот почему. Во-первых, у поступающих к нам ребят нет «клубной привязанности». То есть их не особенно волнует честь общества, которое их не воспитывало и которому они, естественно, не многим обязаны. Поэтому, честно говоря, мы не можем твердо рассчитывать на этих ребят. С таким же успехом их могут пригласить в любое другое общество. В традиции же «Динамо» воспитывать спортсменов, преданных своему обществу. Мы с Павлом всячески поддерживаем эту традицию и считаем, что роль ее очень велика и в спортивном отношении, и в смысле морального воспитания молодого человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14