Развитие лыжного спорта после Великой Октябрьской социалистической революции

Страницы: 1 2

В 1936 г. четверо ветеранов лыжного спорта — А. Елизаров, М. Гостев, И. Захаров и А. Немухин, совершившие в 1912 г. переход Москва — Петербург, повторили свой спортивный подвиг, пройдя это же расстояние, но в обратном направлении (Ленинград — Москва) за 8 ходовых дней, т. е. на 4 дня быстрее, чем в первый раз. В 1937 г. 5 лыжниц совершили переход из Улан-Удэ до Москвы за 95 ходовых дней. Покрыв расстояние в 6065 км, они показали среднедневную скорость в 65 км.

Росту массовости лыжного спорта способствовало введение, в 1931 г. Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). В середине 30-х годов улучшилась работа по лыжной подготовке в школе, особенно после введения единых школьных программ по физическому воспитанию и комплекса Б ГТО. С 1935 г. стали проводиться всесоюзные школьные соревнования по лыжному спорту, которые впоследствии стали традиционными.

Рост массовости потребовал строительства новых лыжных баз, трамплинов и других спортивных сооружений, увеличения производства лыжного инвентаря. К 1936 г. общее количество ежегодно изготовляемых в стране лыж превысило 1 миллион пар, вступили в действие спортивные трамплины в Ленинграде и Свердловске, позволяющие совершать прыжки за 50 м.

В 1934 г. впервые были проведены всесоюзные соревнования по слалому. На трассе длиной 250 м победил В. Глассон (Горький). В 1935 г. в программу первенства СССР было введено двоеборье (прыжки и гонки на 15 км). Первым чемпионом по этому виду стал Н. Алферов (Москва). С 1937 г. в программу первенства включается и скоростной спуск (его выиграл В. Гиппенрейтер), а в 1938 г. программа соревнований еще более расширилась: включается горное двоеборье (слалом и скоростной спуск). Первое место и звание чемпиона в этом виде выиграл М. Химичев.

Осуществленная в 1936 г. реорганизация структуры руководящих органов по физической культуре и спорту и образование добровольных спортивных обществ дали возможность в последующие годы проводить командные соревнования не только по территориальному, но и ведомственному признакам.

В тридцатых годах, особенно во второй их половине, продолжался рост спортивных достижений в лыжном спорте, улучшились спортивные результаты на отдельных дистанциях, трассах, трамплинах, повысилась «плотность» результатов среди ведущих лыжников. Лыжный спорт получил распространение и среди сельской молодежи. В 1936 г. в Воронеже были проведены первые соревнования колхозных лыжников.

В эти годы выдающихся успехов достиг ветеран лыжного спорта Д. Васильев. Он 11 раз выигрывал звание чемпиона страны. Лучшими лыжниками-гонщиками тогда были А. Добрынин, П. Орлов, В. Смирнов, А. Карпов, В. Мягков, 3. Болотова, М. Початова, Л. Кулакова, а в горнолыжном спорте — Н. Озолин, В. Гиппенрейтер, Б. Медведев, П. Дементьев, Д. Ростовцев, М. Жуков, М. Химичев и др.

В предвоенные годы, помимо гонок на «классические» дистанции, получили распространение гонки на сверхдлинные дистанции, например у мужчин на 100 км. Первые такие соревнования были проведены в 1940 г. под Москвой. Победителем стал А. Новиков с результатом 8 ч 22 мин 44 сек. В дальнейшем такие гонки стали проводиться в г. Кирове, где в 1941 г. П. Орлов на этой дистанции показал выдающийся результат — 7 ч 44 мин 17 сек.

Повысился класс и прыгунов с трамплина. В 1940 г. на новом Красноярском трамплине К. Кудряшов довел всесоюзный рекорд в прыжках с трамплина до 82 м.