Советы родителям

У детей, особенно школьного возраста, наблюдается большая двигательная активность. После занятий в школе, после выполнения уроков (когда двигательная активность ограничена) наступает разрядка, то есть возрастает активность, и, наоборот, после достаточной физической нагрузки ребенок становится спокойным. Задача родителей состоит в том, чтобы разумно и с пользой для ребенка направить эту двигательную активность, приучить к физическим занятиям и труду.

Ребенок должен своевременно получить необходимые для его дальнейшей жизни двигательные навыки и умения. Совершенная техника движений может быть сформирована в раннем возрасте. Неправильным, на наш взгляд, являлось бы стремление родителей уже с ранних лет сделать из своего ребенка спортсмена узкой специальности — пловца, фигуриста, лыжника. Действительно, для того чтобы стать хорошим спортсменом, надо уже с ранних лет изучать технику и развивать необходимые двигательные качества. Но как определить, будет ли ребенок тем, кем его хотят сделать родители? Способен ли он проявить те качества, которые необходимы в данном виде спорта? Каково же бывает разочарование, когда ребенка отчисляют из той или иной группы, как неспособного, а время уже упущено для других видов спорта! Однако не исключен вариант, что неперспективный юный пловец или фигурист может стать талантливым бегуном или лыжником.

В детском и школьном возрасте необходима всесторонняя подготовка для растущего организма. Родители сами должны стремиться научить ребенка правильно бегать, ходить на лыжах, плавать. В Финляндии, например, при поступлении ребенка в 1-й класс проверяют, как ребенок владеет лыжами. Родители имеют специальные руководства по методике обучения и за хорошую подготовку своего ребенка получают от школы похвальную грамоту. Физическая подготовленность ребенка позволяет выбрать в дальнейшем тот вид спорта, в котором с наибольшим эффектом проявятся его возможности.

Наукой установлено, что в индивидуальном годовом цикле у каждого человека имеется свой «пик» в проявлении возможностей. У одних он приходится на лето, у других — на зиму, весну или осень. Вот почему в спортивной практике было немало случаев, когда посредственный пловец вдруг становился перспективным лыжником, а средний лыжник — хорошим гребцом. Нужно рекомендовать юным спортсменам заниматься и летними, и зимними видами спорта, изучать технику этих видов и приобретать хорошую базу общей физической подготовки, своевременно развивая те или иные физические качества.

У детей и подростков отмечается неравномерное развитие силы мышц, качеств быстроты, выносливости и других двигательных особенностей. Очень важно учитывать периоды наиболее бурного естественного развития определенных свойств. Так, во многих работах специалистов показано, что развитие ловкости наиболее успешно осуществляется в возрасте до 10 лет, координации и равновесия — до 12—13 лет. В 14—15 лет бурно развиваются скоростно-силовые качества, а после 16—18 лет отмечается значительный рост показателей, характеризующих уровень развития силовой и общей выносливости.

Возрастное развитие идет как процесс накопления количественных изменений в организме, а в определенные периоды это накопление скачкообразно переходит в новое качественное состояние. Особая роль в этих изменениях отводится деятельности желез внутренней секреции.

Периодически увеличивается интенсивность прироста показателей веса и роста ребенка. У многих детей в 5 и 8 лет более значительно изменяются весовые показатели, дети проявляют меньше интереса к активным движениям. С 10 до 12 лет рост у мальчиков несколько замедляется, но вес прибавляется более интенсивно; у девочек увеличение веса отмечается с 11 до 12 лет.

Неравномерно растет и сердечная мышца ребенка. К 13 годам, по сравнению с 11—12-летним возрастом, наблюдается значительное увеличение сердечной мышцы. К этому же возрасту относятся изменения и в работе центральной нервной системы — совершенствуются ее регулирующая роль и функциональное состояние (поэтому осваивается координация движений). Ядро двигательного анализатора созревает неравномерно, и окончательное его развитие завершается к 13 годам.

К этому периоду развития ребенка заканчивается формирование многих сторон деятельности: способности к восприятию пространства, темпа, анализу мышечных сокращений, улучшается способность к расслаблению мышц. Все это — высокая пластичность, реактивность и возбудимость нервной системы, быстрое образование новых рефлекторных связей — позволяет мальчикам легко осваивать технику сложных упражнений до 13 лет, а девочкам уже к 11 годам овладеть двигательными навыками.

В 14—15 лет у мальчиков наиболее активно протекают процессы полового созревания, усиливается интенсивность функционирования желез внутренней секреции, повышается реактивность нервной системы и пульса при нагрузке. В этот период увеличивается вес, наблюдается уплотнение мышечной ткани и увеличение поперечника мышц. Вес мышц в этом возрасте составляет примерно 32,6 процента веса тела. В это время успешно развиваются скоростно-силовые качества. Особенно возрастают показатели мышечной силы с 15 до 16 лет, а в 16 лет увеличиваются мышечная масса и вес сердца.

Многие ученые отметили, что сроки формирования сердца различны у мальчиков и девочек: у мальчиков с 15—16 лет до 18—19 лет, а у девочек — с 16—17 до 18 лет. В эти возрастные периоды при стандартной нагрузке отмечается увеличение ударного объема сердца.

В 14—16 лет сердечно-сосудистая система у девушек уже способна переносить большие физические нагрузки, а у юношей — только в 18—19 лет. После 19—20 лет опасность «повреждения» сердца при больших нагрузках очень мала.

Для выполнения длительных физических нагрузок — бег, ходьба на лыжах — большое значение имеет уровень развития дыхательного аппарата. С возрастом увеличивается жизненная емкость легких, а частота дыхательных движений уменьшается. Например, объем одного вдоха увеличивается со 130—220 мл в 6—8 лет до 300—450 мл в 16 лет. Растет окружность грудной клетки, особенно в 10, 13, 16, 17 лет; жизненная емкость легких возрастает. Так, в 13—14 лет она достигает 2000—2200 см3, в 15— 16 лет—2500—3000 см3, а в 17—18 лет —3000—4000 см3, Лыжники-гонщики отличаются большими показателями в спирометрии. Например, у знаменитого лыжника Швеции С. Еренберга жизненная емкость легких равна 8000 см3, а у многих других сильнейших лыжников — 5000—6000 см3.

В 17—18 лет завершается процесс полового созревания, происходит интенсивное увеличение скелетной мускулатуры, рост тела в ширину и незначительный прирост тела в длину. К 19 годам функциональное состояние нервной системы достигает такого же развития, как у взрослых людей.

Так же как необходимо начинать учить детей грамоте с ранних лет, так и обучение азбуке движений должно начинаться очень рано. Координация движений, смелость, ловкость, быстрота, расслабление, равновесие — все эти качества формируются в детском и подростковом возрасте. Важно не опоздать, не пропустить то, чего уже потом нельзя будет наверстать.

Исследования, проведенные многими учеными, позволяют говорить о том, что раннюю специализацию (обучение не позднее 7 лет) следует начинать в видах спорта, предъявляющих повышенные требования к технике выполнения упражнений. В тех видах, где требуется преимущественное проявление скоростно-силовых качеств, к специальной подготовке можно приступить с 8 лет.

Наблюдая за развитием своего ребенка, проводя с ним простые тесты, родители могут помочь ему выбрать вид спорта для занятий в той или иной секции не только по своему и его желанию, но и с учетом перспективности этих занятий.

Не все физические качества развиваются под влиянием специальной тренировки. Некоторые из них в значительной мере обусловлены наследственностью. Наблюдения ряда исследователей показали, что преимущества в длине тела, появившиеся у детей 10—11 лет, сохраняются и в дальнейшей жизни. Скачкообразность прироста длины и веса тела также может быть определенным ориентиром в прогнозировании темпов роста и функциональных возможностей ребенка. Дети, которые растут вяло, не имеют четко выраженных ростовых скачков, не будут, очевидно, значительно улучшать свои показатели физических качеств.

Кроме того, в раннем возрасте можно уже заметить, что одни дети бегают быстро и красиво, другие имеют хорошую прыгучесть, третьи могут долго бегать и ходить, не проявляя признаков усталости. Талантливые бегуны отличаются и частотой беговых шагов. Особенно отметим, что среди детей и подростков очень редко (1 на 100 случаев) кто имеет в беге величину опорного времени, равную 0,09 с (это время, пока толчковая нога бегуна соприкасается с землей). Для сравнения скажем, что у нетренированных людей эта величина равна 0,14—0,15 с. Для оценки физических возможностей своего ребенка рекомендуем пользоваться данными табл. 3.

Таблица 3. Скоростно-силовые показатели физической подготовленности детей
Вилы упражнений 9 лет 10-11 лет 12-13 лет 14-15 лет
Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Бег на 30 м, с
Прыжки в длину с места, см
Прыжки в высоту с места, см
6,29
150-155
36-38
6,50
135-140
32-33
5,90
160-165
40-43
6,10
145-150
38-39
5,60
170-180
45-50
5,80
165-170
42-45
5,20
180-200
55-60
5,72
175-180
47-49

Показателями уровня развития выносливости также могут служить результаты в беге на 30 м или количество метров, пройденных за 12 мин.

Дети любят спускаться с крутых гор, не испытывая при этом чувства страха, и это надо использовать для изучения и совершенствования техники прыжков с небольших лыжных трамплинов. Дело в том, что возраст высших достижений в прыжках на лыжах с трамплина и в слаломе значительно меньше, чем в лыжных гонках. Уже в 18—19 лет становятся олимпийскими чемпионами в прыжках на лыжах с трамплина.

Быстрота — одно из главных качеств лыжника — хорошо развивается в юношеском возрасте (14—16 лет). Выработать это качество помогут занятия бегом — ускорения на небольших отрезках дистанции (50, 100, 150 м). После выполнения ускорений надо избегать резких остановок и продолжать движение с постепенно снижающейся интенсивностью. Моментальное прекращение физической нагрузки ведет к увеличению артериального давления из-за резкого снижения количества крови в капиллярах мышц.

Наиболее благоприятные сдвиги в организме происходят у подростков 13—14 лет при повторном прохождении на лыжах отрезков дистанции 50—60 м и интервалах отдыха 1—1,5 мин.

У детей качество быстроты наиболее целесообразно развивать, применяя игры и эстафеты. Чтобы ребенок ощутил скорость, пусть сначала он походит по глубокому снегу, прокладывая лыжню. А потом на хорошей накатанной лыжне организуйте игры или эстафету. Игра является замечательным средством воспитания личности, в ней приобретаются этические навыки, развиваются инициатива и творчество.

Регулярные занятия лыжными гонками следует начинать не ранее 12 лет, а специализированные тренировки — с 15—16 лет. Интересные данные получили ученые, занимаясь опросом лыжников-гонщиков сборной команды СССР. Оказалось, что те, кто начал специализированные тренировки в промежуток 11—14 лет, были зачислены в состав сборной через 7,2 года; те, кто начал тренироваться в 15—18 лет, были включены в команду через 5 лет, а кто начал в 19 лет и позднее,— через 4 года.

Лыжный спорт требует большой выносливости, а высшие спортивные достижения в лыжных гонках спортсмены показывают и в 21—22 года, и в 28—30 лет и более.

Следовательно, встав на лыжи в раннем возрасте, но начав свои регулярные специально направленные тренировки и в 15—16, и в 18 лет, спортсмен может рассчитывать на хорошие результаты. В детском же и подростковом возрасте надо создавать хорошую базу общей и разносторонней физической подготовки, много ходить на лыжах, постепенно увеличивая количество накатанных километров, развивать выносливость, быстроту, смелость, но не стремиться к участию в большом количестве соревнований.

Зимние и весенние каникулы детей до 12 лет следует использовать для оздоровительных прогулок на лыжах. С 11—13-летнего возраста надо постепенно увеличивать количество пройденных километров, развивать общую выносливость. С 14 до 15—16 лет следует включать в подготовку скоростно-силовые упражнения, а с 17—18 — увеличивать упражнения на силовую выносливость, включая в занятия ходьбу по пересеченной местности.

Для определения физической подготовленности мальчиков и девочек предлагаем пользоваться данными табл. 4, взятыми из Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО для ходьбы на лыжах.

Таблица 4. Нормативы комплекса ГТО для ходьбы на лыжах

Для того чтобы выполнить эти нормативы, необходима хорошая физическая подготовка. С ранних лет надо приучать ребенка к физическому труду, чтобы он познал ту радость, которую приносит труд, ценил труд других людей.

Физический труд был одним из слагаемых в многосторонней подготовке сильнейших лыжников мира. Никакие тренажеры и упражнения не могут заменить труд, приносящий человеку удовлетворение от затраченных сил и радость созидания. Эмоциональная сторона физического труда, его социальная значимость — все это позволяет с уверенностью говорить о том, что на этапах подготовки и юного и взрослого человека физический труд должен занимать должное место.

Первый чемпион мира из советских лыжников в гонке на 30 и 50 км Владимир Кузин свою юность провел на далеком Севере. Ходил в школу на самодельных лыжах, прыгал с небольших трамплинов. К физическому труду его приучили родители с детства. Он помогал им в заготовке дров, вместе с отцом косил сено, носил воду, работал в огороде. А когда пришла пора начать трудовую жизнь в коллективе — поступил в рыболовецкий колхоз. Со зверобойной бригадой выезжал на промысел. Нелегко было в суровые северные зимы подтаскивать тюленей весом 80—100 кг по полю, покрытому глыбами льда. А за один рейс погружали на ледокол тысячи тюленей. Вот этот огромный физический труд дал хорошую закалку, способствовал воспитанию трудолюбия и воли спортсмена.

Известный лыжник Вячеслав Веденин родился недалеко от старинного города Тулы. Он с детства помогал дома по хозяйству — вскапывал огород, убирал картошку, пилил и колол дрова. В более старшем возрасте научился пахать, косить, убирать урожай. Катание на лыжах было отдыхом после большого физического труда.

Галина Кулакова ходила в школу тоже на самодельных лыжах, сделанных из бочки; сломаются — сделает другие. Помогала дома по хозяйству — не боялась никакой работы. Талант ее проявился только в 18 лет, когда она на соревнованиях шла с такой скоростью и энергией, что обратила на себя внимание судей и тренеров. Но путь к блестящим победам на лыжне был долгим и трудным. Первые неудачи не сломили волю этой замечательной спортсменки. В 1968 г. в Гренобле она имела все шансы на победу в гонке на 5 км, но падение на спуске лишило ее возможности стать олимпийской чемпионкой. Тогда Галина поняла, что в борьбе за победу надо предусмотреть все стороны подготовки, обдумать все детали. В 1970 г. пришла первая крупная победа — в 28 лет она стала чемпионкой мира на дистанциях 5 и 10 км.

Любил физический труд и применял его в своей подготовке известный советский лыжник Алексей Кузнецов. Он вырос в колхозе и с малых лет привык к различным физическим работам. Даже когда он был уже в составе сборной страны, он летом уезжал в родной колхоз косить сено, помогать по хозяйству.

Физический труд был неотъемлемым спутником в жизни многих других выдающихся советских и зарубежных лыжников. Например, знаменитый шведский лыжник, неоднократный чемпион мира Нильс Карлссон, или, как его называли, «лыжный король», рассказывал в своей книге, что на тренировочные сборы шведских лыжников вызывали с предложением захватить с собой пилу, топор и прочие инструменты для работы в лесу. Им выделяли участок, где они должны были работать в свободное от тренировок время.

Финские лыжники — победители многих международных соревнований, также включают в свою подготовку физический труд. Известный лыжник Вейко Хаккулинен, работая в лесу, окаривал до 100 деревьев в день. На работу и с работы он пробегал по 10—15 км.

Детей надо приучать к любому труду. Ну а если нет условий для физического труда, и тогда все же только трудолюбие может привести к большому успеху. Известный советский лыжник Павел Колчин начал заниматься лыжами в раннем возрасте. Но победы пришли к нему не сразу. Он полюбил бег на лыжах и стремился стать сильным и закаленным. А был Павел в детстве слабеньким и худым, не мог даже подтянуться на перекладине. Но потом стал серьезно заниматься гимнастическими упражнениями, много бегал, очень любил роликовые лыжи и роликовые коньки. Тренировки его отличались большой насыщенностью упражнений, количеством их повторений. Упорство в достижении намеченной цели, воля и требовательность к себе позволили Павлу Колчину встать в ряды сильнейших лыжников мира. Если у вас не будет трудолюбия, вы никогда не станете хорошим спортсменом, говорят многие олимпийские чемпионы.

Огромное значение в воспитании ребенка имеет личный пример родителей. Если родители сами занимаются физической культурой или спортом, то и дети следуют их примеру. Ребенок намного быстрее будет осваивать лыжную технику, если уже с первых шагов мать или отец могут правильно ему что-то подсказать, посоветовать.