Славный и трудный путь

Команда «Башкирия» вступает в свой 28-й сезон. Любителям спидвея, вероятно,        интересно будет оглянуться назад, совершить небольшой экскурс к истокам уфимского спидвея. Тем более что его история богата самыми разнообразными фактами. Например, участником и победителем первого заезда по спидвею, проведённого в нашей стране, был Борис Самородов. Вместе с ним и гонщиками Москвы, Ленинграда, Минска, Риги, Таллина, Московской области участником тех первых соревнований по спидвею в Лужниках в июне 1958 года был и другой уфимец Николай Чернов. В августе 1958 года победителем таких гонок стал Борис Самородов, вторым был Николай Чернов, а восьмым — 23-х летний Фарит Шайнуров. В 1959 г. спидвей пришёл в Уфу. В июне состоялись международные гонки сильнейших гонщиков Польши и СССР. А в сентябре на стадионе «Динамо» прошел первый чемпионат СССР по спидвею, завершившийся двойным успехом хозяев. На верхней ступени пьедестала почёта стоял Фарит Шайнуров, а рядом — его земляк Игорь Плеханов.
Ещё большим успехом уфимцев ознаменовался через год второй чемпионат СССР, прошедший в Ровно. Лавры чемпиона достались Игорю Плеханову, серебряная медаль у Фарита Шайнурова, бронза — у Бориса Самородова, Вплоть до 1967 г. победителями чемпионатов СССР неизменно становились уфимцы, и вообще, в тройку призёров представителям других городов удавалось пробиться чрезвычайно редко.
С 1962 г начал разыгрываться чемпионат СССР среди клубных команд. Несмотря на внушительное превосходство гонщиков Уфы в личных чемпионатах, их успехи в новом соревновании оказались скромнее ожидаемых. Всё объяснялось просто Сильнейшие уфимские гонщики выступали в разных командах города. К примеру, в 1962 г. И. Плеханову, Б. Самородову, Ф. Шайнурову и Л. Дробязко (переехавшему тогда в Уфу), выступавшим за «Башкирию», острейшую конкуренцию в борьбе за золотые медали оказали молодые земляки из «Ракеты»— Г. Кадыров, Г. Куриленко и Р. Хайбрахманов. В упорной борьбе первым клубным чемпионом, как и ожидалось, стала «Башкирия».
Но уже в 1963 г. «Башкирию» постигла неудача — именно так были расценены её серебряные медали. Дело в том, что И. Плеханов перешёл в уфимский «Спартак», а Г. Куриленко, призванный в ряды Советской Армии, невольно усилил конкурента «Башкирии» — львовский СКА, который и стал чемпионом. В 1964 г. Плеханов вернулся в «Башкирию», пополнили команду Кадыров и Чекранов, «поехали» Л. Краев и Р. Сафаров. Естественно, такому составу противостоять было трудно.
Любители спидвея со стажем, наверное, помнят, по какой необычной и своеобразной системе проводились первые клубные чемпионаты. Командные соревнования являлись одновременно отборочными к полуфиналам личного чемпионата.
Значительных успехов добились наши гонщики и в выступлениях на международной арене. В шестидесятые годы особенно успешно в личных чемпионатах мира стартовали И. Плеханов, два года подряд завоёвывавший титул вице-чемпиона (до сих пор ни одному советскому спортсмену не удалось повторить это достижение), Б. Самородов, дважды кряду останавливавшийся в шаге от бронзовых медалей, и Г. Куриленко, в 1968 г, также чуть-чуть не дотянувшийся до пьедестала.
Весом вклад уфимцев и в достижения сборной СССР на командных чемпионатах мира. Достаточно вспомнить 1964 г.— «серебро» завоёвано четвёркой из Уфы, 1966 г — вновь «серебро» и в квартете сборной три уфимца и ровенчанин Виктор Трофимов, 1967 г.— на этот раз бронзовые медали были вручены четверым уфимцам и Трофимову.
Успешно выступали наши гонщики и в престижных международных неофициальных соревнованиях. Дважды И. Плеханов и по одному разу Ф. Шайнуров и Г. Куриленко привозили домой из Пардубице почётнейший приз — «Золотой шлем Чехословакии».
Вспоминая прошлое, было бы несправедливо не вспомнить о неоценимом вкладе в развитие башкирского спидвея А. Л. Балабана, многие годы руководившего трестом N° 3, и легендарного М. Г. Гареева, возглавлявшего Башкирский областной комитет ДОСААФ. Благодаря их отеческой заботе, помощи словом и делом, новый вид спорта получил столь бурное развитие в столице нашей республики и других городах Башкирии.
Однако громкие победы выдающихся спортсменов со временем притупили бдительность руководителей уфимского спидвея, не уделялось внимания подготовке замены маститым, но, увы, стареющим ветеранам, один за другим «сходившим со сцены». В результате в 1971 г. «Башкирия» в «пожарном» порядке усиленная салаватцами В. Кононовичем и В. Корневым, не сумела подняться выше шестого места. А в следующем сезоне — 72 вообще заняла последнее место в классе «А», проиграв все гонки. Срочно была создана при стадионе «Труд» школа юных мастеров спидвея. В 1973 г. «из дальних странствий» вернулись в команду Г. Куриленко и В. Дагаев, демобилизовался О. Рахимов (впоследствии многолетний капитан команды), окрепли способный Н. Корнев и напористый Ш. Нигматуллин, приглашён был из Октябрьского талантливый М. Старостин и «Башкирия» вновь заставила говорить о себе, как о претенденте на медали.
Под руководством Р. Сафарова, а позднее — Б. Самородова команда мужала, набирала силу и мощь. Даже завершение запоминающейся спортивной карьеры Геннадием Куриленко и тяжёлая травма, в буквальном смысле слова выбившая из седла Ш. Нигматуллина, не помешала «Башкирии» продолжить восхождение на вершину советского спидвея. Уже в 1979 г. наши гонщики вновь завоевали золотые медали. Эта новая молодая команда была настолько сильна, что даже потеря из-за тяжёлой травмы стремительного А. Халявина и капитана команды О. Рахимова не остановила победной поступи а 1981—1983 гг.
Спорт всегда богат на сюрпризы, в том числе и неприятные. В 1984 г. накануне финальной пульки командного чемпионата страны травма вывела из строя лидера команды М. Старостина, ещё не совсем оправился от перелома ключицы Р. Саитгареев. И всё-таки серебряные награды подитожили тот трудный сезон.
На финише сезона—85 в финале личного чемпионата РСФСР ломает ту же, что и год назад, ключицу Р. Саитгареев, находившийся в отменной спортивной форме. И это — за считанные дни до финальной пульки клубного чемпионата СССР. На этот раз — только «бронза».
В 1986 г. команду залихорадило с самого начала. Отчасти это объяснялось слабостью юниоров, так как сильнейшие из них — Ф. Захаров и О. Юдахин, были призваны в ряды Советской Армии и выступали за тольяттинские «Жигули». К тому же потерял бразды правления командой старший тренер А. Сухов и в результате возникшего конфликта, он вынужден был уйти. Все эти неурядицы завершились тем, что «Башкирия» не только не попала в финальную пульку, но и вообще оказалась за бортом высшей лиги.
Пришлось команде летом 1987 г. доказывать своё превосходство над командами первой лиги, а любителям спидвея с нетерпением ждать более интересных и напряжённых встреч с клубами лиги высшей.
Несмотря на то, что все гонки были выиграны с заметным преимуществом, нельзя было дать объективную оценку возможностям команды. Действительную силу ведущих гонщиков «Башкирии» можно было оценить только по их выступлениям в личных чемпионатах СССР и РСФСР. Российский финал закончился двойной победой М. Старостина и Р. Саитгареева, пятым был Ф. Захаров. Необъяснимое падение помешало Михаилу одержать победу и в финале СССР в Балаково, Захарова чуть-чуть не хватило в перезаезде за «бронзу», а Саитгареев стал седьмым. Тем не менее, суммарно эти результаты лучше, чем у гонщиков какой-либо другой команды.

Воспитанники башкирского спидвея.