Техническая и тактическая подготовка

Изучение техники и основ тактики

Как мы уже сказали выше, изучение техники надо начинать с основных технических приемов: удара слева, подачи, удара справа. Сначала изучается один технический прием, например удар слева, и только потом, когда он элементарно осваивается, надо переходить к изучению другого технического приема, совершенствуя на каждом занятии уже освоенный технический прием. Разнообразие технических приемов надо развивать с первых же уроков, уделяя особое внимание слабо усваиваемым приемам. В течение урока работать надо сначала над одним приемом, затем переходить к изучению другого. Не следует начинать изучать технические приемы в обстановке двусторонней игры.

Первые шаги в настольном теннисе новички должны сделать в упрощенных условиях: научиться выполнять движения удара без мяча, затем с мячом, посылая его ракеткой о стену. Нужно, чтобы инструктор-общественник (тренер) или просто более опытный в настольном теннисе товарищ сперва коротко охарактеризовал новичку тот удар, который ему предстоит выполнить. Далее, у стола следует продемонстрировать перед новичком изучаемый удар сначала в обычном темпе, потом в несколько замедленном темпе, чтобы занимающийся мог подметить некоторые детали движения при ударе. Затем вновь надо показать удар в обычном темпе. Демонстрация должна быть технически грамотной, четкой. Ее необходимо сопровождать краткими пояснениями. Цель такой демонстрации — создать у новичка полное представление об ударе, что позволит быстрее и лучше освоить данный технический прием.

Затем движение удара демонстрируется без мяча в таких условиях, в каких начнет выполнять его занимающийся. После объяснения и показа новичкам предоставляется возможность самим выполнить прежде всего движение удара без мяча. Во время исполнения ими этого движения инструктор-общественник (тренер) по возможности кратко и понятно корректирует движения новичка. Будет очень полезно, если инструктор (тренер), встав позади своего ученика, поддерживая его руку, вооруженную ракеткой, поможет занимающемуся правильно выполнить первые удары.

Когда достигнуто элементарное освоение удара без мяча, можно перейти к выполнению этого же удара с мячом, посылая его ракеткой о стену.

Возьмите в руки ракетку (не забудьте проверить правильность хватки), мяч, встаньте на расстоянии 2,5—3,5 м от стены. К стене повернитесь правым боком, правую ногу поставьте немного впереди левой. Тело должно быть свободно от всякого мышечного напряжения, ноги чуть согнуты в коленях. Подкиньте мяч кверху на высоту вашей головы, внимательно следите за мячом глазами и не выпускайте его из поля зрения, пока он не упадет на пол. Проделав такое упражнение несколько раз, приучившись внимательно смотреть на мяч, попытайтесь ударить по мячу, когда он будет падать, ударом слева так, чтобы мяч полетел в стену. Не пытайтесь сразу отбить мяч, отраженный стеной; лучше сообразите, с какой силой нужно ударять по мячу, чтобы он от стены отлетал как раз туда, где вы стоите. После нескольких попыток, очевидно, вам это более или менее удастся. Теперь попробуйте вновь ударить по мячу, снова посылая его в стену. Не забывайте; что вы сделаете это гораздо успешнее, если будете смотреть на мяч, а не на стену. Когда мяч отскочит от стены, попытайтесь ударить его еще раз. Не обращайте внимания на то, какой удар у вас получается — резаный, крученый или плоский: для вас пока что главное — это научиться смотреть на мяч, привыкнуть к отскоку мяча от ракетки, «почувствовать», как мяч ложится на ракетку, начать понемногу учиться передвижению при подготовке к удару, вырабатывать согласованность движений.

Не следует бить слишком сильно, надо соразмерять силу и направление своих ударов так, чтобы отраженный мяч возвращался в одно и то же место.

Пройдет немного времени, и вы начнете согласовывать свои движения с полетом мяча, научитесь «держать» мяч в игре, отражая его от стены по нескольку раз подряд.

После этого рекомендуется перейти к игре с партнером в просторной комнате, зале. Занимающиеся, разбившись попарно, становятся лицом друг к другу на расстоянии 3—4 м и обмениваются ударами.

Как только новички несколько привыкнут к отскоку мяча от ракетки и обретут некоторый навык в выполнении ударов, им следует перейти к обмену изучаемыми ударами непосредственно у стола. Очень полезно, если руководитель занятий, заняв место у одной половины стола, сам будет не сильными, но точными ударами посылать мяч ученику. Если обучающиеся играют на столе между собой, они должны стараться направлять друг другу мяч так, чтобы было удобно нанести изучаемый удар.

Руководителю занятия не рекомендуется в самом начале обучения обращать внимание своих учеников на все детали движения; следует останавливаться лишь на основных элементах движения. Однако его долг следить за тем, чтобы постепенно, от занятия к занятию, движения ученика при выполнении ударов все более и более совершенствовались, чтобы удары из любого положения выполнялись технически правильно. Задача обучаемых — сознательно подходить к освоению ударов, учиться анализировать технику их выполнения, уметь находить и устранять свои ошибки. Только на основе критической оценки достоинств и недостатков своей техники можно достичь высокого мастерства. Для того чтобы у занимающегося вырабатывалось умение подмечать и вскрывать те или иные технические дефекты в выполнении ударов, инструктору-общественнику (тренеру) рекомендуется во время занятий поручать одному из игроков следить за качеством выполнения упражнений, за игрой товарищей и дать возможность этому игроку выступить на разборе урока, а затем скорректировать его выступление самому.

Со временем в результате многократных повторений технические приемы должны стать двигательными навыками.

Изучение техники самым тесным образом связано с изучением тактики. Инструктор-общественник (тренер) при обучении игрока каждому отдельному техническому приему обязан объяснить тактическое назначение, достоинство и недостатки данного приема, продемонстрировать тактическую комбинацию с применением данного приема, следить за тем, чтобы при выполнении и после выполнения того или иного приема игрок занимал тактически выгодную позицию.

Для того чтобы выработать у начинающих такие важные навыки, как умение внимательно смотреть на мяч, правильно держать ракетку, передвигаться у стола, наносить различные удары ракеткой по мячу, полезно в программу занятий включать специальные групповые упражнения.

Приводим таблицу некоторых групповых упражнений для обучающихся настольному теннису. Ряд упражнений, после того как обучающийся правильно проделает их на занятиях под контролем инструктора (тренера), может с успехом выполняться самостоятельно дома.

Таблица некоторых групповых упражнений для обучающихся настольному теннису
  Методические указания

Упражнения в ловле мяча
1.       Занимающийся подбрасывает мяч прямо перед собой на высоту 50—70 см и ловит его правой рукой, обращенной ладонью вверх.

2.       То же упражнение, усложненное тем что мяч подбрасывается из-за спины, из-под локтя левой руки или направляется несколько в сторону и т. п.

3.       Занимающийся подбрасывает мяч с открытой ладони левом рукой (положение ладони, как при подаче) и ловит мяч правой рукой.

4.       Занимающийся подбрасывает мяч с открытой ладони левой рукой, как при подаче, и ловит мяч сбоку правой рукой движением справа налево (элементы движений подачи).

5.       Перебрасывание мяча руками между партнерами. Двое занимающихся становятся лицом друг к другу на расстоянии 3—4 м и попеременно бросают друг другу мяч, направляя его под правую руку на высоте от пояса до плеч.

6.       Перебрасывание двух мячей. То же упражнение, отличающееся тем. что каждый из партнеров бросает другому мяч одновременно.

7.       Жонглирование двумя мячами.

8.       Жонглирование тремя мячами.

9.       Жонглирование двумя мячами одной рукой.

Упражнения в ловле мяча имеют своей целью развитие навыка умения смотреть на мяч.

 

 

 

 

 

Во всех упражнениях с мячом занимающиеся должны внимательно смотреть на мяч.

Необходимо тщательно следить за правильностью игровых движений в упражнениях 3 и 4.

Упражнения с ракеткой
1.       Занимающийся держит ракетку за головку в левой руке и берет ее правей рукой, наблюдая за правильностью хватки.

2.       То же упражнение выполняется занимающимися не глядя на ракетку (с закрытыми глазами); правильность хватки определяется на ощупь.

3.       Занимающийся берет ракетку правильной хваткой, после чего все пальцы правой руки, кроме большого и указательного, отводит от ручки ракетки и делает несколько резких взмахов ракеткой (например, обмахивается ею, как веером, совершает удары по воображаемому мячу и т. п.).

Упражнения с ракеткой имеют своей целью закрепление навыка правильного держания ракетки.

 

Упражнение имеет целью закрепление навыка прочного, но ненапряженного держания ракетки большим и указательным пальцами.

Изучение игровых движений по элементам
1.       Из исходного положения занимающиеся делают поворот направо с шагом вперед левой ногой и принимают положение для удара справа.

2.       Из исходного положения занимающиеся делают поворот направо с шагом правой ногой назад и принимают положение для удара справа.

3.       Из исходного положения занимающиеся делают поворот налево с шагом вперед правой ногой и принимают положение для удара слева.

4.       Из исходного положения занимающиеся делают поворот налево с шагом левой ногой назад и принимают положение для удара слева.

5.       Продолжение упражнения 1 — перемещение вперед-вправо с сохранением правильного положения для удара справа.

6.       Продолжение упражнения 2 — перемещение назад-вправо с сохранением правильного положения для удара справа.

7.       Продолжение упражнения 3 — перемещение вперед-влево с сохранением правильного положения для удара слева.

8.       Продолжение упражнения 4 — перемещение назад-влево с сохранением правильного положения для удара слева.

9.       Броски направо.

10.     Броски налево.

11.     Броски вперед.

12.     Броски назад.

13.     Занимающиеся выстраиваются в затылок друг другу на расстоянии. 3—4 шагов в исходном для игры положении. Затем по команде инструктора делают выпад вперед на правую ногу, одновременно посылая вперед правую руку, вооруженную ракеткой, а левую — назад, после чего возвращаются к исходному положению (элементы движений сильного удара слева).

14.     Движения удара толчком слева;
15.     Движения крученого удара справа.

16.     Движения резаного удара справа.

17.     Движения крученого удара слева.

18.     Движения резаного удара слева.

Инструктор должен следить за ненапряженным положением тела, контролируя правильность всех элементов движения (перенос веса тела на опорную ногу, поворот на ее носке, поворот туловища, сгибание толчковой ноги при бросках и т. п.).

Упражнения сначала выполняются в замедленном темпе. Не следует переходить к последующему элементу движения, пока не будет правильно выполняться предшествующий элемент (например, не следует делать шаг, пока занимающийся не научится правильно сгибать опорную ногу и переносить на нее вес тела).

В упражнениях 5, 6, 7 и 8 занимающемуся указывается конечный пункт или ориентир для движения.

Броски выполняются занимающимися по зрительному сигналу.

 

Движения выполняются с места, удар наносится по воображаемому мячу.

В дальнейшем упражнения осложняют, вводя элементы перемещения игрока (повороты, шаги).

Во всех упражнениях на овладение техникой движений инструктор должен следить за согласованием движений и правильностью возврата в исходное игровое положение.

Упражнения на отбивание мяча ракеткой
1.       Многократное подбрасывание мяча на высоту 25—30 см ладонной стороной ракетки.

2.       Многократное подбрасывание мяча на высоту 25—30 см тыльной стороной ракетки.

3.       Многократное подбрасывание мяча на высоту 25—30 см попеременно ладонной и тыльной стороной ракетки (движения поворота кисти для удара справа и удара слева).

4.       Многократное подбрасывание мяча на высоту 25—30 см ладонной стороной ракетки резаным ударом.

5.       Многократное подбрасывание мяча на высоту 25—30 см тыльной стороной ракетки резаным ударом.

6.       Перебрасывание мяча ударом слева толчком между партнерами. В зале натягивается на высоте 80 см веревка или сетка, занимающиеся становятся попарно по обе стороны сетки на расстоянии 3—4 м друг от друга и на расстоянии 1,5—2 м от сетки. Перебрасывая мяч друг другу на высоте пояса, стремятся возможно дольше удержать его в игре.

7.       То же упражнение, но перебрасывание осуществляется резаными ударами слева.

8.       То же упражнение, но перебрасывание осуществляется резаными ударами справа.

9.       Удары по мишеням. На полу расчерчиваются мелом или обозначаются другим способом две мишени — круги диаметром 0,5—0,7 м, центры кругов находятся на расстоянии 1,5 м. Занимающийся становится на расстоянии 5 м от мишеней левым боком к ним и крученым ударом справа посылает подбрасываемый ему мяч в назначенную мишень.

10.     То же упражнение, выполняемое с расстояния 4 м крученым ударом слева.

11.      То же упражнение, выполняемое резаным ударом слева.

12.     То же упражнение, выполняемое резаным ударом справа.

13.     Партнеры становятся друг против друга на расстоянии 5—6 м. Один из партнеров направляет мяч с лёта кручеными удар ми, другой отражает их резаными, затем занимающиеся меняются ролями.

14.     Упражнение «вратарь». На стене условно намечаются ворота шириной 3 м. Один из занимающихся («вратарь») становится на расстоянии 1— 1,5 м от стены спиной к защищаемым им воротам и отражает ракеткой бросаемые в ворота мячи.

15.     Занимающиеся (5—6 человек и больше) образуют круг диаметром 5—6 м. Инструктор или один из более опытных игр ков становится в центр и поочередно посылает мяч каждому занимающемуся. Последние должны направлять мяч обратно в центр определенным, указанным инструктором ударом.

16.     То же упражнение, но стоящий в центре игрок направляет мячи не поочередно, а в разбивку, заставляя принимать их неожиданно.

17.     Игра о стенку.

Игра о стенку допускает самые различные по сложности упражнения, начиная от обучения удару толчком на первом этапе обучения и кончая отработкой некоторых несложных тактических комбинаций на придвинутом к стенке столе или на столе со специальной тренировочной доской, установленной вплотную к сетке.

Упражнения на отбивание мяча ракеткой имеют своей целью приучить занимающихся к отскоку мяча от ракетки при различных ударах.

 

Удар производится на высоте груди с лёта, а не после отскока мяча от пола.

 

Удар производится уровне живота.

 

Скорость полета бросаемого в ворота мяча постепенно увеличивают. Ширина ворот впоследствии доводится до 5 м. Мячи направляются в ворота на высоте от коленей до груди. Инструктор должен следить за правильностью техники броска.

Разумеется, список тренировочных упражнений отнюдь не исчерпывается перечисленными. Руководитель занятий может разработать и применять большое число аналогичных упражнений. Однако следует предостеречь инструкторов-общественников и  тренеров от излишнего злоупотребления групповыми упражнениями, которые ни в коем случае не могут заменить личного показа и индивидуального изучения отдельных технических приемов. Кроме того, большое число групповых упражнений может снизить интерес и ослабить внимание к занятиям.

Приводим примерный конспект урока с начинающими по изучению удара слева толчком.

Основные задачи урока — обучение способу держания ракетки, обучение удару слева толчком, знакомство с исходной позицией и основной игровой зоной у стола.

Примерный конспект урока с начинающими по изучению удара слева толчком
Содержание урока Дозировка упражнения Методические указания
Вводная часть урока — 5 мин.
Построение группы, рапорт старосты, ознакомление с содержанием урока
Медленный бег, чередующийся с ходьбой
100—120 м Движения рук свободные; стопа мягко ставится на землю (пол).
Подготовительная часть урока — 7 мин.
Упражнения для рук, туловища, ног, для развития внимания, кружение рук сбоку туловища
Отведение рук в стороны, назад
Повороты туловища в стороны с вытянутыми в стороны руками
Круговое вращение туловища
Парные упражнения в ловле мяча, отскочившего от пола
Упражнение для развитии кистей (круговые вращения кисти)
Подскоки на месте
Бег в медленном темпе

10—12 раз
8—10 раз

10—12 раз
12 раз

25 раз

25 раз
50 раз
60—70 м

Занимающиеся стоят в разомкнутом строю. Показ каждого упражнения выполняется руководителем.

 

Партнеры становятся лицом друг к другу на расстоянии 3—4 м.

Основная часть урока — 120 мин.

Обучение держанию ракетки



Обучение удару слева толчком:
а) движение удара слева толчком выполняется с ракеткой без мяча



б) удар слева толчком по мячу, отскочившему от стены на пол


в) удар слева толчком по мячу, посланному партнером

г) ознакомление с исходным положением и основной игровой зоной игрока у стола

д) удар толчком слева в игре у стола




10 мин.



20-25 раз



40—45 раз



30—40 раз



10 мин.



15—20 мин. для каждой пары


Занимающиеся образуют полукруг, руководитель показывает правильный способ держания ракетки, затем проверяет, насколько правильно держит ракетку каждый из новичков, и поправляет их.

Руководитель объясняет и показывает удар в игре с партнером у стола, а потом показывает движения этого же удара без мяча. Затем занимающиеся в разомкнутом строю выполняют движение удара. Руководитель занятий делает замечания об их ошибках.

Руководитель показывает выполнение упражнения, затем занимающиеся, стоя перед стеной, бросают левой рукой перед собой мяч о пол и выполняют удары мячом в стену и т. д.

Занимающиеся, разбившись попарно, становятся лицом друг к другу на расстоянии 3—4 м и обмениваются ударами с лёта.

Инструктор-общественник (тренер) демонстрирует  исходное положение игрока у стола. Занимающиеся затем поочередно занимают это положение. Далее происходит знакомство с основной игровой зоной.

Игроки по очереди попарно ведут игру у стола, причем каждый старается направить мяч противнику под удар слева. Время от времени место у стола занимает инструктор-общественник (тренер), удобно, точно направляя мяч под удар слева своему ученику.

Заключительная часть урока — 10 мин.
Медленный бег и ходьба с упражнениями на расслабление. Краткие итоговые замечания по проведенному занятию    

На последующих уроках обучающиеся, повторяя и закрепляя уже известные им удары, изучают другие технические приемы. Примерная последовательность изучения технических приемов приведена в таблице на стр. 118.

Необходимо после элементарного знакомства со всеми основными ударами совершенствовать их на каждом занятии, в игре по схемам и в свободной переброске мяча, а впоследствии — и в игре со счетом.

Примерная таблица последовательности изучения технических, приемов настольного тенниса
1.       Удар слева толчком.

2.       Подача слева толчком.

3.       Удар справа крученый по высокому и полувысокому мячу.

4.       Удар слева крученый наводящий («накат»).

5.       Удар справа крученый наводящий («накат»).

6.       Удар слева резаный.

7.       Подача слева резаная.

8.       Подача справа крученая.

9.       Подача справа резаная.

10.     Удар справа резаный.

11.     Удар слева крученый (завершающий)
12.     Подача слева крученая.

13.     Подача справа сильнокрученая.

14.     Подача слева сильно крученая.

15.     Укороченный удар, слева.

16.     Укороченный удар справа.

17.     Крученая свеча справа.

18.     Крученая свеча слева.

19.     Резаный завершающий удар по высокой свече справа.

20.     Резаный завершающий удар по высокой свече слева.

Для того чтобы наряду с совершенствованием техники каждого удара возрастала и точность ударов, целесообразно на дальнейших тренировках при отработке техники удара вводить упражнения на точность.

Лучшим упражнением на точность является так называемая игра по мишеням. С этой целью в углах стола мелом очерчиваются квадраты 30 X 30 см — мишени. Занимающиеся, отрабатывая, например, удар слева, т. е. посылая друг другу мяч под удар слева, должны стараться направить его не просто под левую руку партнера, но попасть при этом в определенную цель — мишень.

Сначала начинающие будут довольно редко попадать в мишени, но это не должно смущать ни их, ни руководителей занятий. Через некоторое время благодаря тренировкам по мишеням игроки обретут известную точность игры. С помощью мишеней отрабатывается не только точность различных ударов, но и подачи. Безупречно точная подача особенно ценна в парной игре.

Необходимо наблюдать за игрой сильных, техничных игроков и анализировать их удары. Надо не просто любоваться игрой, а внимательно изучать, каков способ держания ракетки, на какой высоте производится удар, по какой части мяча он наносится; надо оценить характер и длительность контакта ракетки с мячом при различных видах вращений, какое вращение получает мяч в зависимости от того или иного технического приема. Особенно важно следить за движением кисти. Какие меры принимает игрок, чтобы нейтрализовать действие вращения при приеме мяча и т. д. Анализировать надо сначала один какой-нибудь технический прием, а затем, освоив его, переходить к тщательному наблюдению другого элемента техники.

По мере овладения элементами техники надо снова и снова наблюдать за хорошими ударами сильных игроков, подмечая все новые и новые детали в выполнении ими того или иного технического приема. Это поможет быстрее понять существо техники современного настольного тенниса, поможет быстрее овладеть этой техникой.

Наряду с обучением технике игры инструктор-общественник (тренер) должен на теоретических и практических занятиях, на просмотре выступлений сильнейших игроков и последующих разборах их игры ознакомить занимающихся в самых общих чертах с элементарными положениями тактики настольного тенниса. Каждый играющий в настольный теннис должен отчетливо представлять себе тактическое назначение того или иного удара в игре, например подачи, крученого и резаного удара, длинного и косого удара и т. п. Он должен быть знаком с основными тактическими комбинациями и учиться тактически правильно использовать в игре освоенные им тактические приемы. Наконец, играющему нужно учиться внимательно наблюдать за действиями противника и предугадывать его ответы, занимать в соответствии с этим наиболее выгодные позиции вблизи или в некотором отдалении от стола.

Знание основ тактики, безусловно, способствует техническому совершенствованию начинающего игрока, намного повышает его боеспособность в играх со счетом, в выступлениях на соревнованиях.

Когда спортсмен изучил удар слева, справа, научился выполнять подачу, наиболее эффективные приемы защиты, ознакомился с основными положениями тактики и умеет вести игру со счетом, первую стадию обучения можно считать законченной.