Динамика эффективности соревновательной деятельности в зависимости от уровня ее психической напряженности

Изменение эффективности соревновательной деятельности в зависимости от уровня ее психической напряженности характеризует индивидуальные особенности личности и подготовленность теннисиста, и в первую очередь — его психическую устойчивость. Предполагается, что психической устойчивостью должны обладать те теннисисты, у которых в самые напряженные игровые моменты показатели эффективности соревновательной деятельности — коэффициенты стабильности и результативной активности (КС и КРА) остаются неизменными или улучшаются.

Используемая в настоящее время стенографическая запись не позволяет дать оперативную оценку происходящего, что в условиях напряженных соревнований несомненно имеет большое значение. В связи с этим встала задача разработать и апробировать систему записи и оперативного анализа матча в зависимости от уровня ее психической напряженности. Этому была посвящена работа группы специалистов на первенстве Европы, проходившем в августе 1983 г. на кортах Юрмалы.

В работе приняли участие заслуженные тренеры СССР Т. Н. Дубровина, Г. А. Кондратьева, канд. пед. наук Т. С. Иванова, аспирант Л. Дургарян, студентки Ю. Федоренкова, Е. Максимова. Запись велась по карте, предложенной С. П. Белиц-Гейманом.

Эффективность действий фиксировалась в зависимости от счета. Счет в геймах был разделен по уровню психической напряженности следующим образом:
1-й     уровень (низкий) — 0:0, 15 : 0, 0 : 15, 15 : 15, 30 : 0;
2-й     уровень (средний) — 30 : 30, 0 : 30, 40 : 0, 40:15, 40:30, 0:40, «ровно»;
3-й     уровень (высший) — тай-брейк, «больше», «меньше», 15:40, 30:40.

Результат применения каждого из перечисленных в карте основных игровых приемов (выигрыш, проигрыш) фиксировался в графе, соответствующей счету и напряженности игрового момента. Можно записывать не только результат розыгрыша очка, но и удар, которым он был завершен (по принятой системе — справа, слева и т. п.). По окончании матча несложно сосчитать не только показатели эффективности всего матча, но и их величину на разных уровнях напряженности. Величина напряженности во встрече рассматривается как суммарный показатель напряженности во всех сыгранных геймах. Например, в финальном матче женского турнира коэффициент стабильности у Л. Савченко в зависимости от уровня психической напряженности такой: 1-й уровень — 0,54; 2-й уровень — 0,52; 3-й уровень —0,62; коэффициент результативной активности: 1-й уровень —0,24, 2-й уровень — 0,23, 3-й уровень — 0,32.

Психическая напряженность соревнования определялась следующим образом.

Встречи 1/8 финала —1-й уровень;
               1/4 финала —2-й уровень;
  Финал —3-й уровень.

Полученные результаты представлены на рис. 1 и 2. На них ясно просматривается динамика показателей эффективности в зависимости от уровня психической напряженности в отдельных встречах и в соревнованиях в целом. Кроме того, можно проследить и индивидуальные особенности изменения коэффициентов в зависимости от уровня напряженности каждой из сыгранных теннисисткой встреч. Так, на рис. 3 в качестве примера рассматриваются индивидуальные особенности динамики коэффициентов эффективности у Л. Савченко и С. Черневой в финальном матче чемпионата.


Рис. 1. Изменение показателей эффективности соревновательной деятельности в зависимости от уровня психической напряженности в соревнованиях в целом


Рис. 2. Изменение показателей эффективности соревновательной деятельности в зависимости от уровня психической напряженности в отдельных встречах


Рис. 3. Индивидуальные особенности динамики показателей эффективности соревновательной деятельности Л. Савченко и С. Черневой в зависимости от уровня психической напряженности в финальной встрече чемпионата Европы

Анализ полученных данных показал, что для всех советских теннисистов — участников состязаний, и мужчин и женщин, характерно снижение показателей эффективности соревновательной деятельности при увеличении напряженности спортивной борьбы: чем напряженнее встреча, тем ниже показатели стабильности и результативной активности. В отдельных встречах в самые напряженные игровые моменты хорошую психическую устойчивость продемонстрировали лишь Л. Савченко и С. Чернева. Во встречах Е. Елисеенко и Н. Ревы с ростом напряженности отмечалось снижение результативной активности, а у Ю. Кашеваровой — и стабильности, и результативной активности.

Особенно значительно снижались эти показатели у мужчин: они выбыли из соревнований в одиночном разряде, не добравшись до полуфинала. Такое кратковременное выступление не дает возможности получить достаточно данных для статистической обработки. Однако даже анализ проведенных записей позволяет сделать заключение о том, что в этих соревнованиях психическая устойчивость у них была низкой. Их показатели эффективности соревновательной деятельности резко снижаются с ростом психической напряженности в каждой из проведенных встреч.

Интересно отметить, что психическая устойчивость проявляется в игре различным образом. Так, в наиболее сложные моменты спортивной борьбы у Л. Савченко улучшается стабильность действий, а у С. Черневой — их результативная активность.

Из числа зарубежных теннисистов — основных соперников советских спортсменов психическую устойчивость продемонстрировали Войтишек (ЧССР) и Каловелонис (Греция), что проявлялось у Войтишека в улучшении результативной активности при стабильной игре, у Каловелониса — в повышении стабильности ударов при неизменном уровне результативной активности.

Чем ближе к финишу соревнований, тем больше сказывается напряженность спортивной борьбы. Финальный матч требует полной мобилизации. На рис. 3 наглядно видно, что в самые напряженные моменты Л. Савченко значительно усиливает игру — стабильность и результативная активность ее действий возрастают, в то время как у С. Черневой происходит их спад. При примерно одинаковом уровне спортивной подготовленности именно психическая устойчивость в решающие моменты матча и принесла титул чемпионки Европы юной теннисистке из Львова.

По данным одного соревнования, даже такого ответственного, как чемпионат Европы, нельзя делать категоричные выводы. Однако уже сейчас ясно, что необходимо не только искать способных теннисистов, но и активно влиять на их психологическую подготовку, для чего нужно осуществлять ряд мер, о которых все мы теоретически знаем, но, к сожалению, не всегда используем. Здесь мы предлагаем общие направления работы:
— приближать тренировочный процесс по напряженности к соревновательной деятельности, увеличивая вес соревновательного элемента в тренировке;
—       моделировать сложные игровые ситуации, использовать упражнения, требующие выполнения специальных заданий (например, игра на точность) в конце тренировки, при утомлении;
—       учитывать индивидуальные особенности личности спортсмена (тревожность, активность, чувствительность и т. д.);
—       во время тренировок часто менять упражнения различной направленности;
—       проводить комплекс восстановительных мероприятий, позволяющих удерживать на индивидуально высоком уровне психическую устойчивость в ходе всего соревнования.
                                                            Т. С. Иванова, кандидат педагогических наук