О мастерстве тренера

В данном случае весьма эффективным оказывается следующее упражнение: игроки получают задание играть у стенки в полуприседе, сильно согнув ноги.

Вначале ученики действительно делают два-три удара в приседе, потом продолжают играть лишь на слегка согнутых ногах, так, как, собственно, и нужно, хотя сами они думают, что по-прежнему выполняют заданное упражнение и играют в полуприседе. Но цель достигнута. Ученики почувствовали правильное положение ног, а дальше уже идет процесс освоения и закрепления, что происходит легче и быстрее.

Еще пример. Если сопровождение мяча в конце удара недостаточное, дайте задание сопровождать его ракеткой так, чтобы при окончании удара рука и ракетка оказывались прямо в направлении удара: если при крученом ударе не удастся опустить немного головку ракетки при замахе, дайте задание совсем опустить ее и т. д. Описанный метод носит название контраст-метода и может быть успешно использован во многих случаях при обучении технике.

Мы остановились на некоторых моментах обучения технике, которые тесно связаны с мастерством тренера. Но мастерство тренера не ограничивается обучением технике ударов — это ведь только одна часть учебно-тренировочного процесса.

Первая проблема, с которой сталкивается начинающий тренер, — набор в группу. Эта проблема настолько многоплановая и важная, что в рамках данной статьи всесторонне осветить ее невозможно. Но главные моменты все-таки нужно отметить.

Важность отбора невозможно переоценить, настолько велика его роль в достижении в дальнейшем высоких результатов. Не вызывает сомнений, что в музыкальную школу или в консерваторию необходимо принимать только музыкально одаренных людей. Очевидно, и в секциях спортивных школ должны заниматься только способные ученики, которые в данном виде могут добиться хороших результатов.

Перед тренером, который занимается отбором, стоит немало проблем. Во-первых, способных детей не так уж много. Но, пожалуй, основная трудность связана с тем, что способности у семи-девятилетних ребят определить нелегко. Нужно поработать с ними хотя бы пару месяцев, чтобы определить их способности.

Для того чтобы скомплектовать одну группу из 15 начинающих потенциально способных учеников, нужно просмотреть несколько сотен учащихся. Это значит, что тренер должен ходить в школы на занятия по физкультуре, беседовать с преподавателями, а также ходить по близлежащим к теннисному корту дворам, где играют дети, и приглашать самых ловких, подвижных и т. д. Это большая и трудоемкая работа, ее часто необходимо делать в общественном порядке. И все-таки подчеркнем еще раз: только тщательно проведенный отбор способных учеников является тем фундаментом, на котором в дальнейшем можно построить здание — добиться высокого спортивного мастерства.

Профессию тренера можно сравнить с профессией врача.

Народная мудрость гласит, что у врача три способа лечения: лекарство, нож и слово. Если сравнить тренера с врачом, то в его работе в качестве лекарства можно применять разные упражнения, которые тренер дает своим ученикам в ежедневной работе.

Нож, иными словами операцию, врач использует значительно реже, чем лекарство, — это уж крайняя мера. В теннисе под оперативным вмешательством можно признать полное переучивание. Такое случается редко, когда частичное исправление ошибок не дает результата, а какой-нибудь неправильный удар нужно все-таки исправить. Это сложная и длительная работа, но иногда необходимая.

И наконец, слово. В работе врача слово имеет огромное значение, большее, чем кажется на первый взгляд. От того как врач разговаривает с больным, во многом зависит исход лечения. Врач должен заслужить доверие пациента. Если он этого сделать не сумеет, лучшие лекарства могут не дать положительного результата.

В аналогичной ситуации и тренер. Тренер обязан владеть словом, уметь выступать перед коллективом и вести индивидуальную беседу Искусство владения словом — первый признак мастерства тренера. Здесь много такого, чему нужно научиться, многое приходит с опытом. Перед коллективом тренер должен выступать часто, перед игроками своих учебных групп почти каждый день. Крайне нужны разнообразные лекции, коллективные беседы на теоретические темы, и здесь важны два момента: во-первых, знание тренером самого материала и, во-вторых, умение изложить его. Умение владеть словом касается именно второй части, т. е. преподнести материал так, чтобы слушатель его усвоил. Представим себе, что тренер в достаточной степени владеет своей специальностью. Однако кроме этого он должен уметь преподнести свои знания интересно, логично, в определенном тоне, иногда с юмором. Нужно сказать, что этого можно добиться, если постоянно тренировать свои ораторские способности — ведь никто, как известно, не рождается хорошим оратором.

Страницы: 1 2 3 4