Олимпийский прицел: мастерство поддается моделированию

Покинули мировую арену Б. Борг и несколько других ведущих спортсменов с аналогичной тактикой. И что же? Первыми ракетками мира среди мужчин и женщин стали представители атакующего тенниса, универсальной игры, владеющие мощной подачей и блестяще действующие у сетки. Как быть теперь? Менять ориентацию и подражать преемникам Б. Борга? Тем более что в отличие от него они успешно выступают как в одиночных, так и в парных соревнованиях. Хотя их игра, на мой взгляд, и более прогрессивна, ее не следует рассматривать в качестве эталона. Ведь чемпион мира 1981 и 1983 гг. Д. Макинрой (США) значительно слабее играет на обычных грунтовых площадках, его удар с задней линии в высокой точке не отличается мощью и стабильностью, что позволяет соперникам успешно использовать против него крученые удары с высоким отскоком мяча (не случайно этот выдающийся спортсмен ни разу не стал победителем крупнейших мировых турниров на грунтовых площадках).

Универсальность и мощь ударов Д. Макинроя не достигли еще всеобъемлющего характера, к которому можно и нужно стремиться.

С другой стороны, ошибочно впадать в другую крайность: пренебрегать опытом сильнейших зарубежных соперников, не изучать их игру.

Итак, подведем некоторые итоги и сделаем вывод. Развитие отечественной школы тенниса должно следовать по пути творческого поиска, используя современные научные методы передовых, перспективных моделей игры, в которых ярко и полно воспитываются и проявляются лучшие свойства и качества личности советского спортсмена.

В современный научный язык прочно вошел термин «модель». Воспользуемся этим термином и мы применительно к развитию школы тенниса с олимпийским прицелом.

Понятие «школа» широкое, емкое. Ее составляющие многочисленны. Отметим лишь те, которые имеют непосредственное отношение к воспитанию спортсмена-олимпийца. Они-то и требуют, в первую очередь, современного модельного подхода. Последний характеризуется четкой целевой ориентацией моделируемого объекта, определением его модельных характеристик— главных особенностей, от которых зависит эффективность функционирования объекта. Определение же объективных контрольных, главным образом количественных, показателей (целевых — конечных и этапных — промежуточных) позволяет судить о мере соответствия этого функционирования целевому заданию.

Главными составляющими школы можно считать модели соревновательной деятельности, личности спортсмена-олимпийца и подготовки. Определение особенностей их взаимосвязей имеет важное значение, так как модели представляют собой единый взаимосвязанный комплекс, от которого в первую очередь зависит успех олимпийской подготовки. Этот комплекс характеризуется прямыми и обратными связями.

В любом виде спорта уровень результатов зависит в конечном итоге от соревновательной деятельности — ее стратегии, тактики и техники, а также свойств и качеств личности спортсмена, которые в этой деятельности проявляются и лимитируют ее. Модель соревновательной деятельности должна выступать в роли своего рода главного заказчика по отношению к модели личности (в этом случае имеется в виду только ее спортивная область подготовленности), и они вместе выступают в этой же роли по отношению к модели подготовки. Это прямая связь. Можно сказать и так: какова целевая модель соревновательной деятельности, таковы должны быть и модели личности спортсмена и его подготовки.

В свою очередь, модель подготовки по отношению к модели личности и модели соревновательной деятельности выступает в роли конструктора реальных возможностей для освоения и использования смоделированных стратегии, тактики и техники (такая зависимость представляет обратную связь).

К сожалению, в нашей спортивно-педагогической практике подобного рода модельные взаимосвязи недооцениваются, и формирование моделей, особенно соревновательной деятельности, носит во многом стихийный и изолированный характер, не отличается четкой перспективностью, в результате чего спортсмены осваивают игру, которая не позволяет им достигнуть высоких результатов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6