Олимпийский прицел: мастерство поддается моделированию

Как это происходит? После того как спортсмены в основном овладеют спортивной техникой, ставится задача сформировать индивидуальную модель их игры в соответствии со сложившимися техническими возможностями (часто очень скудными) и с учетом психологических и физических особенностей подготовленности. Суть такого подхода-установки можно выразить словами поговорки «По одежке протягивай ножки».

Не хватает у юного спортсмена, к примеру, смелости и решительности, и, глядишь, он уже отказывается от нападающей, острой игры. У другого свои недостатки: не на уровне быстрота двигательной реакции и ловкость. Тут-то и принимается самое легкое, но лишающее спортсмена перспективы решение — отказаться от использования игры у сетки, требующей именно этих качеств.

Часто причиной фактического отказа от передовой модели соревновательной деятельности бывают недостатки в постановке спортивной техники. Почему, к примеру, подавляющее большинство наших теннисисток действует преимущественно у задней линии, обладая очень низким потенциалом нападения? Причина простая: в арсенале их игры нет нападающих ударов, позволяющих остро завершать розыгрыш очка. Вот и получается, что игра подгоняется под имеющиеся недостатки.

Передовая модель соревновательной деятельности должна стать своего рода путеводной звездой для наших спортсменов, начиная с первых шагов в теннисе, должна мобилизовать их на воспитание необходимых свойств и качеств, на решительное устранение недостатков. Только при этом условии можно рассчитывать на большие успехи в международных соревнованиях.

Хорошим примером действенности такой установки может служить спортивный путь нашей молодой спортсменки — чемпионки Европы 1983 г. Л. Савченко. Мне вспоминаются слова ее тренера В. Тетерина, сказанные на Всесоюзной научно-методической конференции по теннису: «Секрет быстрых успехов моей ученицы прост. Ее совершенствование мы сразу нацелили на освоение атлетической, острой и разнообразной игры. Этой цели были подчинены все виды подготовок, и в первую очередь подготовка техническая».

Савченко еще недостает психологической устойчивости, стабильности ударов. Однако генеральная линия совершенствования спортсменки вселяет надежды. Весьма вероятно, что со временем она сможет стать достойной преемницей нашей О. Морозовой. Примечателен такой факт. Л. Савченко только в 1983 г. начала свой путь на международной арене и в конце того же года уже вошла в десятку сильнейших теннисисток мира юношеского возраста, добившись высоких результатов в одиночных и парных соревнованиях. Причем в десятке лучших парных игроков классификационная комиссия Международной федерации тенниса поставила ее на первое место.

А теперь рассмотрим главные особенности перспективной модели соревновательной деятельности.

Вот уже много лет не утихают в теннисе споры вокруг проблемы «модель чемпиона будущего». Автору этих строк довелось последние годы участвовать в различных международных научно-методических конференциях, где эта проблема была в центре внимания. Воспитание теннисиста, у которого удары с задней линии были бы такими же мощными, как у И. Лендла справа и Д. Коннорса слева, подача была бы такой же «пушечной», как у Р. Таннера, а игра у сетки столь же виртуозной, как у Г. Гонзалеса, не скрою, немало специалистов считает несбыточной мечтой. Другие, в том числе и автор этих строк, придерживаются принципиально иного мнения.

Если мы хотим в будущем занять лидирующее положение в мировом теннисе, то достигнуть этого, я уверен, можно, в первую очередь, с помощью «идеальной модели». Кстати, заметим: первые ракетки мира 1983 г. Д. Макинрой и М. Навратилова ближе других приближаются именно к такой модели.

А как же быть с индивидуальными особенностями спортсменов? Если иметь в виду особенности, относящиеся к сильным сторонам их личности, то они хорошо вписываются в такую модель. Резко выраженные недостатки, естественно, тормозят ее освоение и даже могут лишить спортсмена возможности достигнуть успеха на этом пути. Главное здесь в том, чтобы спортсмен взял твердый курс на «идеальную модель». Если это сделано с первых шагов занятий теннисом, то в перспективе эта цель, как правило, осуществима.

Соревновательная деятельность, как и любая другая, связанная с борьбой, характеризуется, в первую очередь, задачами, стратегической и тактической направленностью и непосредственными действиями, являющимися средством ведения противоборства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6