Олимпийский прицел: мастерство поддается моделированию

В соревновательной деятельности различные качества спортсмена не только проявляются, но и при определенных условиях совершенствуются. При оценке соревновательной деятельности, определении ее задач следует учитывать достигнутый с ее помощью результат, а также воспитательный, тренировочный эффект. Поэтому задачи соревновательной деятельности оправданно разделить на спортивно-результативные и воспитательные.

Задачи спортивно-результативные заключаются в том, чтобы мобилизовать и как можно полнее, разумнее использовать все возможности теннисиста, использовать наиболее эффективную модель соревновательной деятельности и в итоге достигнуть спортивного успеха.

Решение воспитательных задач предполагает систематическое использование таких моделей соревновательной деятельности, которые в наибольшей мере оказывают влияние на развитие положительных свойств и качеств личности, способствуют развитию активных, творческих, волевых черт характера, атлетических качеств, придают спортивной борьбе интеллектуально и эмоционально насыщенный характер, повышают ее зрелищный эффект и тем самым способствуют повышению интереса к виду спорта, его пропаганде. Следует иметь в виду, что отдельные варианты соревновательной деятельности могут не только не способствовать решению воспитательных задач, а, наоборот, наносить вред воспитанию спортсмена, особенно юного.

Отрицательным примером в этом отношении может служить однообразная, лишенная остроты и инициативы игра только у задней линии площадки, рассчитанная лишь на ошибки со стороны соперника. Негативное влияние такой игры не ограничивается лишь психологической сферой. Она крайне ограничена и в двигательном отношении, так как предполагает использование узкого круга однообразных действий и поэтому не может быть средством всестороннего воспитания широкого комплекса физических качеств. В отличие от нее атлетическая, универсальная, смелая и активная игра по всей площадке, требующая быстроты двигательной реакции, ловкости, прыгучести, может быть важным средством развития как психических, так и физических качеств.

Стратего-тактическая направленность соревновательной деятельности может быть нападающей, контратакующей и защитной. Соответственно такой направленности и действия спортсменов разделяются на нападающие, контратакующие и защитные. Главное в «идеальной модели» перспективного советского теннисиста это комплексная гармоничность действий, их всеобъемлющая, универсальная активность, опирающаяся на высокое исполнительское мастерство. Если иметь в виду действие выбираемые по собственной инициативе, то главенствующая роль все же должна принадлежать нападающим действиям. Именно в них, в первую очередь, выражается нацеленность на активную игру.

Игра всеобъемлющей активности требует поистине всесторонней подготовленности, отсутствия резко выраженных недостатков во всех видах подготовки, особого психологического склада, характеризующегося инициативой, смелостью и решительностью, способностью уверенно, без колебаний идти на риск.

Примечательна в этом отношении новая тенденция, которая рассматривалась как перспективная на последней Международной научно-методической конференции по теннису (1984 г.). Образно ее назвали «убийство тремя выстрелами». Суть тенденции в том, что ставится задача тремя исключительно мощными и остропласированными ударами по отскочившему мячу выиграть очко, причем без выхода к сетке.

Автору этих строк довелось видеть показательную тренировку двух известных мастеров — Д. Коннорса и Д. Ариаса (последний — новая звезда американского и мирового тенниса, обладающий очень мощной игрой с задней линии). Игра велась на счет, но по необычным правилам: очко засчитывалось только тому, кто добивался выигрыша не более чем тремя ударами, и, если этого не случалось, игра прерывалась и розыгрыш очка начинался заново. Такая необычная тренировка носила ураганный характер. Каждый из ее участников применял удары лишь очень высокой пробивной способности и каждый раз старался послать мяч в неожиданном для противника направлении. Это упражнение давало большой тренировочный эффект и потому, что спортсмены вынуждены были исключительно быстро передвигаться по площадке, иначе практически невозможно было отражать каждый следующий мяч. Этот в известной мере новый тактический вариант — пример поисков дальнейшей активизации действий. Такого рода поиски, я уверен, будут продолжаться и дальше. Их необходимо развивать и советским специалистам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6