Олимпийский прицел: мастерство поддается моделированию

Теннис вновь в олимпийской семье! Времена «странной войны» между Международным олимпийским комитетом и Международной федерацией тенниса, которая привела к исключению тенниса из олимпийской программы, канули в Лету.

Из древности до нас дошли крылатые слова: «Только великие цели рождают великую энергию». К числу таких целей можно по праву отнести и подготовку советских теннисистов к Олимпийским играм 1988 г. Достижение такой цели требует огромной энергии, необходимой, прежде всего, для совершенствования системы подготовки спортсменов, внедрения в спортивно-педагогическую практику достижений советской науки, передового опыта развития отечественной школы спорта.

Следует, по-видимому, сразу уточнить один важный вопрос, который можно образно назвать фронтом приложения «олимпийской энергии». Каким он должен быть? Может быть, верный компас и руль в умелых и твердых руках нужны только узкому кругу реальных кандидатов на участие в олимпиадах?

Нет! И еще раз нет!

Говоря о принципе усеченной пирамиды, я, прежде всего, имею в виду долголетнюю перспективу развития нашего тенниса, подготовку как к ближайшим, 1988 г., так и к последующим олимпийским играм. Естественно, что для формирования прочного фундамента пирамиды необходимы годы, однако уже сейчас важно придать олимпийской подготовке возможно более широкий размах. Только передовая школа подготовки, опирающаяся на широкое развитие тенниса в стране, может выдвигать лучших представителей на лидирующие позиции в олимпийских сражениях.

Некоторые наши тренеры да и теннисисты иногда следуют сомнительным путем слепого подражания игре отдельных зарубежных звезд. Стоило, к примеру, заблистать на мировой арене уникальному по своим индивидуальным особенностям шведу Б. Боргу с его безошибочной игрой преимущественно у задней линии сильно кручеными ударами, как это послужило основанием для ошибочного вывода: нападающая игра у сетки уходит в прошлое. Теперь, мол, наступил век процветания игры с задней линии, больших результатов можно добиться и со средней по силе подачей. И вот плачевный результат: у нас все больше и больше появляется спортсменов, подражающих Б. Боргу и предпочитающих однообразно действовать только у задней линии.

...Победе москвички Н. Ревы в чемпионате Европы 1983 г. среди девушек радовались все. Но одновременно с радостью возникали и опасения в отношении перспективы. Задумаемся хотя бы над такими фактами: в напряженном финальном матче Н. Рева выиграла активными ударами только... 9 очков, причем 3 из них — на обводке соперницы у сетки и еще 3 — ударами с лёта после вынужденного выхода к сетке при стаете на укороченный удар венгерской спортсменки.

...С тяжелым настроением возвращались мы с чемпионата Европы 1983 г. по теннису среди подростков (в нем выступают юные спортсмены по двум возрастным категориям: 11—12 и 13—14 лет). Вспоминались и итоги предыдущих чемпионатов. За три минувших года из числа советских спортсменов лишь уфимцу А. Черкасову удалось подняться на высшую ступеньку пьедестала почета — стать чемпионом континента. Правда, за эти годы в числе призеров было немало наших юных спортсменов и советская команда выходила на почетные призовые  места (из числа 20—23 выступающих команд). Смущала не столько скромность успехов, сколько далеко не перспективная для будущих выступлений тактика. Девочки второй возрастной группы (13—14 лет) стояли, что называется, насмерть и однообразными ударами с задней линии стремились заставить соперницу ошибиться. А младшие мальчики больше всего боялись, как бы противник не вызвал их укороченным ударом к сетке, где они, мягко говоря, чувствуют себя неуверенно.

Чем же объяснить тогда успех А. Черкасова, ставшего единственным среди наших мальчиков чемпионом Европы? Он действует творчески, изобретательно и на редкость упорно. И это при ограниченном арсенале атакующих действий. Из числа острых нападающих приемов у спортсмена есть лишь сильный точный удар справа. С помощью этого своего конька он и создает в игре острые выигрышные ситуации. Помнится, как после его победы (в финале Андрей встречался с португальцем) португальский тренер заметил, обращаясь к членам советской делегации: «Этому мальчику дать сильную подачу и научить играть у сетки —  и он пойдет далеко!»

В этом положительном на первый взгляд мнении зарубежного специалиста одновременно прозвучал и горький упрек в наш адрес. Что и говорить, увлечение подражательством, без учета перспективной линии развития тенниса, ничего, кроме вреда, не приносит.

Страницы: 1 2 3 4 5 6