Физическая подготовленность юных теннисистов

Проблема оценки физической подготовленности юных теннисистов в настоящее время вновь приобретает актуальность. Существующий уже более десяти лет комплекс контрольных нормативов многим представляется недостаточно специфичным и не всегда легко поддающимся внедрению на местах.

Так как в последнее время появился ряд интересных экспериментальных исследований, посвященных проблемам физической подготовки, сотрудниками лаборатории кафедры тенниса ГЦОЛИФК была предпринята попытка апробировать комплекс из нескольких новых контрольных тестов*.

Основная задача была максимально приблизить условия их проведения к реально существующим в обычных детских спортивных школах.

В комплекс вошло четыре теста в беге, три прыжковых и метание набивного мяча (традиционное контрольное упражнение).

Тесты в беге не требуют специальной разметки, достаточно расстояния между линиями теннисного корта:
—       бег 18 м (от задней линии до линии подачи противоположной части корта);
—       бег 10 м с остановкой в конце (от задней линии до сетки);
—       челночный бег 6X5,5 м (между задней линией и линией подачи);
—       челночный бег 6X8 м влево-вправо (между боковыми линиями площадки) с касанием ракеткой набивных мячей.

Первый тест — обычный бег с высокого старта.

Второй тест предусматривает имитацию выхода к сетке или доставание укороченного мяча: в кратчайшее время нужно преодолеть расстояние между задней линией и сеткой, остановившись в нескольких сантиметрах от нее (фиксируется время преодоления 10 м).

Третий тест — челночный бег 6x5,5 м ставит задачу в кратчайшее время шесть раз преодолеть расстояние между задней линией и линией подачи, каждый раз при смене направления движения заступая за эти линии обеими ногами.

Четвертый тест — челночный бег 6 X 8 м требует более высокого уровня владения теннисными навыками. При сменах направления движения в этом тесте требуется коснуться набивных мячей. Вначале испытуемый располагается в правой части корта у задней линии, лицом к сетке, наступив правой ногой на внутреннюю боковую линию площадки. Перенеся на нее вес тела и вытянув правую руку с ракеткой как можно дальше вправо, он касается ею поверхности корта. В этом месте располагают первый набивной мяч. Затем испытуемый располагается у левой боковой линии и, перенеся вес тела на левую ногу, касается поверхности площадки, вытянув правую руку с ракеткой максимально влево — в этом месте устанавливают второй набивной мяч.

Тест выполняют из стартового положения стоя лицом к сетке перед левой внутренней боковой линией. Эта же линия служит финишной отметкой. При выполнении задания не разрешается поворачиваться спиной к сетке и перекладывать ракетку из одной руки в другую. Для левшей мячи ставят с учетом того, что касание будет производиться левой рукой.

Для оценки результатов в беге на 18 и 10 м мы использовали фотофинишную установку конструкции И. В. Всеволодова. Результаты в челночных тестах фиксировали ручным секундомером.

Прыжковые тесты включают однократный, тройной и пятикратный прыжки в длину толчком обеими ногами. При выполнении тройного и пятикратного прыжков необходимо, чтобы переход от приземления к отталкиванию проходил непрерывно (т. е. чтобы тройной или пятикратный прыжки не выполнялись, как три или пять однократных).

Последний тест — метание набивного мяча движением подачи выполняется как обычно.

С помощью этих восьми тестов мы обследовали юных теннисистов семи московских детских спортивных школ (более 500 человек). Полученные данные были сведены в единые таблицы по десяти возрастным группам (по годам рождения) отдельно для мальчиков (табл. 1) и девочек (табл. 2). По результатам тестов для всех возрастных групп были разработаны шкалы оценок, по которым каждому из возможных результатов в тесте соответствовало определенное количество очков, после чего все полученные данные перевели в очки и рассчитали средние суммы очков для каждого из обследованных юных теннисистов и в среднем для каждой из детских спортивных школ.

Уже при беглом взгляде на таблицы обращает на себя внимание то, что в одних спортивных школах наилучшим образом физически подготовлены в основном представители младших возрастных групп (ДЮСШ Ждановского района, «Зенит»), что, возможно, свидетельствует, с одной стороны, о хорошем отборе, с другой — о недостатках в организации или методике физической подготовки юных теннисистов более старшего возраста. В других же спортивных школах, например в ЦСКА, как раз наоборот: старшие показывают в среднем лучшие результаты по своему возрасту, чем младшие, что, по-видимому, свидетельствует об обратной тенденции. Особую картину в этом плане представляют результаты обследования юных теннисистов «Спартака», которые во всех возрастных группах прочно занимают первое или второе место.

Параллельно с тестированием было проведено анкетирование тренеров, воспитанники которых проходили обследование. С его помощью нам хотелось выявить, какие особенности организации или методики физической подготовки позволили представителям одних спортивных школ занять лучшие места, чем представителям других.

В связи с тем что некоторые из тестов отчасти дублировали друг друга, мы постарались отобрать те из них, которые в большей степени подходят для практики. Из двух тестов с челночным передвижением бег 6X5,5 м в большей степени подходит для контроля за подготовленностью представителей самых младших возрастных групп и для отбора, а бег 6X8 м для теннисистов более старших возрастных групп. Первый менее продолжительный и более простой, не предъявляющий высоких требований к специфическим навыкам теннисиста и легко воспринимаемый даже самыми юными из них. Второй — несколько более продолжительный — требует уже достаточно хорошего владения техникой передвижения по площадке и более сложный по выполнению.

То же можно сказать и в отношении тестов на 18 и 10 м. Первый чрезвычайно прост и не требует проявления никаких специфических навыков. Второй более сложен, результат в нем зависит от владения типично теннисными умениями (например, быстро набирать и гасить скорость передвижения, останавливаться после резкого ускорения).

Включенные в комплекс прыжковые упражнения на первый взгляд слишком просты. Однако, как показали результаты проверки, непрерывное выполнение пяти и даже трех выпрыгиваний вперед из глубокого приседа не всегда доступно даже теннисистам старших возрастных групп. Однократный прыжок в этом смысле, пожалуй, слишком прост как тест, но, выполняемый перед тройным и пятикратным, в комплексе с ними, является хорошей предварительной разминкой.

Предложенный комплекс контрольных упражнений вызвал интерес и в целом положительный отзыв тренеров и юных теннисистов. Упражнения могут служить также и в качестве тренировочных, направленных на совершенствование скоростно-силовых качеств и специальных скоростных способностей юных теннисистов.


* В верхней строчке — место, занятое мальчиками десяти возрастных групп из различных детских спортивных школ Москвы, в нижней — среднее количество очков.


* В верхней строчке — место, занятое девочками десяти возрастных групп из различных детских спортивных школ Москвы, в нижней — среднее количество очков.

                Н. Ю. Верхошанская, заведующая лабораторией кафедры тенниса ГЦОЛИФК,
                М. Ю. Морозов, сотрудник лаборатории

* В сборе материала для статьи принимали участие студенты кафедры тенниса ГЦОЛИФК А. Матросов, Е. Маловик, Е. Солецкая, Ю. Швальбо, А. Севостьянов, Г. Ларченко и др. Статистическая обработка осуществлялась Е. В. Царевым.