Элементарная тактическая подготовка (азы тактики)

Знакомство с тактическими приемами на первом этапе обучения крайне необходимо. Правда, арсенал технических приемов у занимающихся еще не очень велик, однако это не мешает им освоить так называемые азы тактики.

При обучении технике во всех упражнениях на площадке мы учили занимающихся производить удары так, чтобы направлять мяч удобно для партнера, преследуя главную цель — частую повторяемость упражнений. Но ведь на самом деле в игре в теннис игроки как раз должны направлять мяч в такие места площадки, из которых противник не смог бы отбить мяч.

В результате у занимающихся развивается разное мышление — одно при обучении ударам и другое, совершенно противоположное, в игре со счетом.

Перелом мышления от необходимости перебрасывать мяч друг на друга к настоящей игре не простое дело. Некоторое время занимающиеся никак не могут направить мяч не на игрока, а, как говорится, «все дают ему в руки». Поэтому целесообразно уже на первом этапе обучать детей отдельным простым тактическим приемам и игре со счетом.

Вот примерные упражнения;
1. «Удары по линии» (рис. 27, а). Леша посылает мяч Коле, Саша — Мише.

2. «Удары по диагонали» (рис. 27, б): Леша — Мише, Саша — Коле.

3. «Удары по восьмерке» (рис. 27, в): Леша — Мише, Миша — Саше, Саша — Коле, Коля — Леше.


Рис. 27. Упражнения «Азы» тактики: а — удары по линии; б — удары по диагонали; в — «восьмерка»

Все эти упражнения приучают занимающихся направлять мяч по определенному заданию, не просто через сетку, а в определенный угол площадки.

Дальнейшее совершенствование идет по игровым тактическим приемам. Так, например, очень полезна «игра ошибок». Сама по себе «игра ошибок» почти ничем не отличается от простой переброски мячей через сетку, однако она создает плотность повторения ударов при типичных для соревнования условиях. Правила «игры ошибок» следующие. Мяч вводится в игру снизу, играют партнеры через сетку до ошибки, за которую победитель получает одно очко. Проигрывает очко игрок, пославший мяч в сетку или за пределы площадки. Партия играется до 15 ошибок. Подача выполняется снизу, потому что навык подачи обычно у занимающихся еще не закреплен, и в «игре ошибок» можно испортить с большим трудом разученные технические движения.

Окончательным итогом первого этапа является обучение игре со счетом по всем теннисным правилам.

Практика показала, что занимающиеся в результате наблюдения за игрой старших ребят в большинстве своем уже знакомы с правилами игры. Все же тренер должен в простой и доступной форме объяснить всей группе теннисные правила счета, и каждый занимающийся на первом этапе обучения должен «отсудить» не менее 10— 12 пробных партий.

Играть же со счетом по теннисным правилам нужно допускать не всех. Это право завоевывают те ученики, которые в техническом отношении близки к требованиям современного тенниса. Так, подтягиваясь в технике, все постепенно перейдут на игру со счетом.

На первом этапе обучения целесообразно играть парных встреч больше, чем одиночных, так как для одиночной игры 8—9-летним ребятам площадка слишком велика. Да и парные встречи надо проводить на площадках без коридоров, уменьшая таким образом игровое поле.

Тактика парной игры строится на девизе «больше ударов с лёта». При подаче первый мяч подается сверху, второй — с руки снизу, после чего все игроки стремятся занять позиции сетки и попытаться сыграть с лёта.

Главное в тактике одиночной игры — направлять мяч так, чтобы противнику приходилось все время бегать за мячом, больше надо и играть с лёта.

Тренер для поощрения может установить дополнительные очки за каждый удар с лёта. Например, если первый мяч в розыгрыше очка выигран ударом с лёта, то выигравшему насчитывается не 15, а сразу 30 очков.

В конце первого этапа обучения можно разбить группу на две команды и провести командную встречу между ними, лучше всего только из парных игр. Это поможет определить смелость занимающихся, разобраться в их теннисных «характерах», что необходимо выяснить для дальнейшей работы с занимающимися.