Чудесный сплав

Из советских теннисистов старшего поколения сильной подачей обладали Негребецкий и Озеров. Мало участвуя в международных встречах, они играли тем не менее в острейшем наступательном стиле и шли в ногу с теннисным веком. Среди нынешних сильнейших мастеров хорошей подачей владеют Лейус, Егоров, Метревели, хотя и у них она должна быть более надежной и мощной.

Для некоторых спортсменов, в том числе для Потанина и Сивохина, подача продолжает оставаться мучительной проблемой. Особенно болезненно сказывается недостаточная мощь подачи на игре Сивохина. Игрок ярко подчеркнутого наступательного стиля, рвущийся к сетке, где он чувствует себя как рыба в воде, Сивохин после своей подачи часто вынужден застревать на задней линии, так как противник беспощадно расправляется с легким мячом, гоняя Сивохина по углам корта.

К каким плачевным результатам приводит плохая подача, показывает пример довольно сильной эстонской теннисистки Марии Кулль. По своим физическим данным и довольно отточенной технике Кулль вправе претендовать на победу в матче почти с любой соперницей, но в решающие моменты поединка она часто проявляет неуверенность, которая сводит на нет все ее усилия. Неуверенность Кулль прежде всего сказывается на подаче.

На московском международном турнире в марте 1964 года Кулль встретилась с тбилисской теннисисткой Ириной Ермоловой. Кулль начала борьбу со своей опытной соперницей очень уверенно и энергично. Долгое время совершенно нельзя было предугадать, кому достанется победа. Но вот наступил решающий момент сражения. Именно сейчас надо было, как говорят спортсмены, «добавить игру», чуть-чуть усилить удары.

Кулль поступила как раз наоборот. Не в силах совладать с волнением, она не добавила, а резко ослабила игру. Вместо того, чтобы вводить мяч в игру сильным ударом сверху, как это делают все без исключения теннисисты, она вдруг начала подавать ударом снизу. Мяч взлетал высоко над сеткой и, если так можно выразиться, беззащитным попадал под удар Ермоловой. Расправиться с таким мячом не составляло никакого труда, и Ермолова на подаче соперницы набирала очко за очком.

Мало того. Попав под град ударов противницы, Кулль растерялась. Теперь у нее «сломалась» не только подача, но и вообще вся игра. Добровольно уступив инициативу сопернице, Кулль фактически лишила сама себя возможности вести активную борьбу и проиграла.

На том же турнире московские любители тенниса впервые увидели игру очень интересного и своеобразного французского теннисиста Жана-Клода Барклая. Этот спортсмен полностью подтверждает слова Коше. Способ, которым играет Барклай, был действительно «заложен в нем самом еще ранее, чем он взял в первый раз ракетку».

Дело в том, что Барклай в первый раз взял ракетку, когда ему было всего шесть лет. И так как его никто не учил, а ракетка, естественно, показалась ребенку тяжелой, он взял ее двумя руками.

Барклай так и играет, подобно уже знакомому нам Сегуре, двумя руками. Само собой понятно, что Барклай увереннее всего чувствует себя на задней линии, а к сетке выходит только в случае острой необходимости.

Итак, казалось бы, Барклай — типичный игрок задней линии, то есть представитель защитного стиля. В действительности это не так. Барклай ведет борьбу в стремительном темпе. Он старается бить по так называемому восходящему мячу, то есть в момент, когда тот только начал отскакивать. В результате соперник просто не успевает выбежать к сетке, и мяч чаще всего летит ему в ноги, застигая игрока где-то на середине корта. Чтобы убыстрить игру, Барклай не делает большого замаха, но выполняет удар с большой силой, так что мяч летит очень быстро.

Манера игры Барклая требует от него большого искусства в подаче и приеме подачи. Кстати сказать, прием подачи по своей роли в борьбе за инициативу мало в чем уступает самой подаче. Потому что, говоря словами Седжмена, розыгрыш половины всех очков в матче начинается с приема подачи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9