Чудесный сплав

Теннисисты наступательного стиля стараются принимать мяч как можно ближе к месту отскока. При этом они убивают двух зайцев: во-первых, бьют по восходящему мячу и, стало быть, максимально убыстряют темп игры, не позволяя противнику успеть занять место у сетки. Во-вторых, при этом сокращается расстояние до сетки, и принимающий подачу может оказаться там быстрее подающего.

Барклай принимает подачу не за линией корта, как это делали многие теннисисты, а в пределах площадки. Его быстрейшие удары в ответ на подачу отрезвляют самых заядлых «сеточников». «Вот уже три года никто из моих соперников не выходит к сетке», — говорит Барклай...

И все же Барклай вовсе не непобедим. Несмотря на многие сильные стороны, его техника однобока. В полуфинале турнира Барклай потерпел заслуженное поражение от Александра Метревели, которому его разносторонняя техника позволила избрать гибкую, маневренную тактику.

Подача и ее прием — это всегда спортивная дуэль, в которой многое зависит не только от мастерства теннисистов, но и от их хладнокровия, изобретательности, хитрости. Вот, например, как интересно проходила эта дуэль между двумя советскими теннисистами Николаем Озеровым и Семеном Белиц-Гейманом.

Среди сильнейших мастеров Белиц-Гейман выделялся стремлением глубоко анализировать свою игру и неустанно совершенствовать ее. У него была оригинальная, хорошо продуманная подача. Если не получался первый сильный удар, Белиц-Гейман на второй подаче сильно подкручивал мяч, так что после отскока он резко уходил в сторону и его трудно было принять.

Подобно Белиц-Гейману Озеров тоже был очень наблюдательным и вдумчивым игроком. Как-то, следя за игрой Белиц-Геймана, он заметил, что тот, подавая мяч, сначала смотрит на противника, а потом уводит взгляд в сторону и совершенно выпускает принимающего подачу из поля зрения. Играя с Белиц-Гейманом, Озеров хитроумно воспользовался этим. В момент, когда соперник уводил взгляд в сторону и вверх, Озеров мгновенно забегал вбок, оставляя другую сторону совершенно незащищенной, и бил по мячу из очень удобного положения. Если бы Белиц-Гейман быстро разгадал этот маневр, он постарался бы изменить направление удара и послать мяч в пустой угол. Но в том-то и дело, что он не видел хитрости противника и потерял очень много очков, пока, наконец, сообразил, в чем дело, и стал следить за каверзами своего изобретательного противника.

Необычайную находчивость при приеме подачи проявлял и Хубер. Московские зрители не раз аплодировали, например, укороченным ударам Хубера. Принимая подачу, он так сильно подрезал мяч, что тот едва-едва перелетал через сетку и тут же, что называется, испускал дух. Принять такой мяч было почти невозможно. А некоторые удары Хубера при приеме подач нельзя было отбить без всякого «почти». Это были тоже укороченные удары, причем мяч был подрезан с таким искусством, что, опустившись на стороне противника, он возвращался «домой», на сторону Хубера!..

Любопытно, что несколько десятков лет назад укороченные мячи назывались «жуликами» и пользоваться ими считалось «нечестным». Представьте себе, было такое! В наше время с этим смешным предрассудком покончено. Одним из первых у нас изменил взгляд на этот удар Николай Озеров. Играя очень разнообразно, применяя гибкую тактику, Озеров сделал этот прием одним из своих самых надежных союзников. Укороченным ударом, кстати довольно сложным по выполнению, пользуются теперь с большим успехом многие спортсмены.

Часто пользуются этим ударом Лейус, Метревели, Сивохин, Мозер. Но настоящий виртуоз укороченного удара — это, конечно, чехословацкий теннисист Иржи Яворски. На московском международном турнире весной 1960 года этот теннисист добился нескольких выдающихся побед, главным образом с помощью такой тактической комбинации: сначала укороченным ударом он «подтаскивал» своих противников к сетке, а потом перекидывал мяч через их голову свечой, часто тоже подкрученной, после которой мяч отскакивал не вверх, а летел почти параллельно земле.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9