Изучение удара справа и слева по отскочившему мячу

Освоение техники начинается с изучения удара справа. Только через несколько занятий целесообразно переходить и к изучению удара слева.

Первое разучивание ударов следует проводить с особой тщательностью. Из психологии известно, что первые впечатления сильны и продолжительны, особенно у детей. Первоначальное выполнение ударов должно быть возможно более правильным.

После общего ознакомления с ударом нельзя сразу же дать возможность обучающимся играть на площадке через сетку.

Предварительно удары разучиваются в упрощенных условиях, которые в дальнейшем постепенно усложняются.

Разучивание ударов справа и слева осуществляется в следующей последовательности:
1)       разучивание удара без мяча;
2)       разучивание удара у «подвесного мяча»;
3)       разучивание удара у заградительной сетки или мягкого фона по мячу, подброшенному самим занимающимся;
4)       разучивание удара у тренировочной стенки;
5)       разучивание удара на площадке.

Выполнение упражнений, в которых удары выполняются в упрощенных условиях (удар по воображаемому мячу, удар по подвешенному мячу, удар у заградительной сетки или мягкого фона), не должно рассматриваться как длительные периоды обучения. Все эти упражнения следует дать в первых 2—3 занятиях. В последующих же занятиях, когда обучающиеся перейдут к игре о тренировочную стенку и к игре на площадке, эти упражнения некоторое время должны повторяться.

Разучивание удара без мяча (так называемый удар по воображаемому мячу). Упражнение заключается в выполнении полного комплекса движений при ударе, но без непосредственного удара по мячу. Первоначально разучивается удар по воображаемому мячу при движении в один шаг, потом при движении в несколько шагов.

При групповом обучении эти упражнения выполняются в разомкнутом строе под условную команду: «замах — движение вперед — удар». Скорость движения руки с ракеткой при ударах, как мы уже знаем, должна возрастать постепенно. В связи с этим первые слова команды произносятся медленно, а следующие быстрее.

Преподаватель следит, чтобы после окончания упражнения обучающиеся возвращались в правильное исходное положение. Если преподаватель видит, что не все занимающиеся возвратились к исходному положению, то он подает команду: «исходное положение — занять».

Разучивание удара у «подвесного мяча». Упражнение выполняется в парах. Один занимающийся держит «удочку», к которой на тонком шнурке прикреплен теннисный мяч, другой — производит обычный удар по неподвижно висящему мячу. Сначала удар производится при движении в один шаг, затем при движении в несколько шагов. В последнем случае партнер, выполняющий удар, отходит на расстояние нескольких шагов от «подвесного мяча» и обращает уже внимание также и на правильный подход к мячу. Если занятие проводится на площадке, то оба занимающихся располагаются так, чтобы мяч после удара попадал в заградительную сетку или мягкий фон*. В этом случае мяч не будет далеко отлетать и его быстрее можно будет привести в неподвижное положение.

Разучивание удара у заградительной сетки или мягкого фона. Упражнение заключается в следующем. Обучающиеся становятся лицом к заградительной сетке на расстоянии 2,5—3 м от нее и занимают обычное исходное положение. После этого, повертываясь и начав замах, подбрасывают рукой мяч вперед-вправо при ударе справа или вперед-влево при ударе слева и затем производят удар по нему (мяч непросто роняется, а подбрасывается так, чтобы он имел достаточно высокий отскок — примерно до уровня пояса). Благодаря тому, что мяч после удара попадет в заградительную сетку или мягкий фон, занимающемуся не приходится тратить много времени на собирание мячей. Наличие у каждого нескольких мячей при выполнении этого упражнения является желательным, так как сократит до минимума затрату времени на их собирание.

Разучивание удара в игре о тренировочную стенку. Наличие тренировочной стенки при обучении крайне необходимо. Тренировочная стенка самый лучший безошибочный «партнер», особенности ответных ударов которого теннисист знает заранее и поэтому основное внимание может обратить на закрепление правильных движений.

У стенки можно разучивать и в дальнейшем совершенствовать все удары, за исключением свечи.

Устройство тренировочной стенки на открытой площадке не представляет затруднений. Обычно стенка устраивается в виде вертикального щита, укрепленного на столбах, врытых в землю. Оборудовать тренировочную стенку легко также и в каждом спортивном зале. Любая гладкая каменная или деревянная стена также может быть использована при изучении ударов.

У тренировочной стенки первоначально разучиваются прямые - удары справа и слева, затем удары косые.

При игре у стенки занимающийся располагает меньшим временем для подготовки к удару, чем в игре на площадке. Поэтому преподавателю необходимо обратить внимание занимающихся особенно на своевременную подготовку к удару.

Первое время сильно бить по мячу не следует; усиление удара должно происходить постепенно.

Игра у стенки должна использоваться и после того, как занимающиеся начнут играть на площадке.

Разучивание и дальнейшее совершенствование в ударах облегчается, если тренировочную стенку усовершенствовать. Наилучшая конструкция тренировочной стенки — комбинированная, состоящая из основного щита, угол наклона которого можно менять по мере надобности, и боковых щитов, расположенных под углом к основному щиту (см. раздел «Специальное оборудование и инвентарь»).

Если есть возможность, целесообразно перед стенкой разметить половину площадки, на стенке нанести рисунок поперечной теннисной сетки и над ней разметить несколько ограниченных участков, которые будут служить мишенями для попадания мячом.

При разучивании ударов у обыкновенной тренировочной стенки обучающийся вынужден часто производить удар в низкой точке, так как мяч будет отскакивать недостаточно далеко и недостаточно высоко. У комбинированной стенки при несколько наклонном положении основного щита отскок мяча станет более далеким и высоким. В этом случае занимающийся сможет ударять мяч в более высокой точке и, кроме того, сможет отойти от стенки несколько дальше, увеличив тем самым время для подготовки к ударам.

Комбинированная конструкция тренировочной стенки в дальнейшем, когда будут разучены отдельные удары, обеспечит возможность изучать и различные комбинации ударов.

После того как занимающиеся приближенно правильно научатся выполнять удар, целесообразно начать специально развивать и точность посыла мяча при ударе. Для этого может быть использована тренировочная стенка, имеющая разметку мишеней.
Разучивание ударов в игре на площадке. Допускать обучающихся к игре на площадке следует только после того, как они научились приближенно правильно выполнять удар в простейших условиях у заградительной сетки или мягкого фона. Слишком ранний переход к игре через сетку может отрицательно повлиять на освоение техники.

Так же как и при упражнениях у тренировочной стенки, сначала разучиваются прямые удары, затем — косые. При разучивании прямых ударов оба занимающихся играют вдоль одной из боковых линий площадки (так называемая игра по линии); при разучивании косых ударов каждый направляет мяч только по одной из диагоналей площадки (так называемая игра по диагонали).

Первоначально играющие посылают мяч несильным ударом; каждый старается его направить так, чтобы партнеру удобно было его принять.

Теннисисту недостаточно просто уметь правильно производить удары. Ему необходимо научиться направлять мяч в желаемую точку площадки — т. е. развить точность игры. После того как обучающиеся научились «держать мяч» в игре и приобрели умение (хотя еще и не стойкое) приближенно правильно выполнять удары на площадке, следует начать специально развивать и точность ударов. Для развития точности используются различные мишени. Нужные участки на поверхности площадки (мишени) могут быть очерчены мелом или ограничены широкой белой тесьмой, которая накалывается на поверхность грунта небольшими тонкими гвоздями. На рис. 26 показана разметка мишеней для разучивания ударов справа и слева. Мишени 1, 2, 7, 8 служат для разучивания длинных ударов, 3, 4, 5, 6 — для изучения коротких ударов. Так, например, если занимающиеся изучают длинный прямой удар, то использоваться могут 1 и 7-я или 2 и 8-я мишени.

* Мягким фоном называют плотную материю, которую прикрепляют к заградительной сетке или натягивают перед деревянной или каменной стеной.