Основа воспитания — коллектив

Теннис — индивидуальный вид спорта. Командные результаты в нем всецело зависят от успехов отдельных игроков. И все-таки невозможно представить себе хорошую теннисную секцию без сплоченного спортивного коллектива.

Ведь успех юного теннисиста является не только его личным успехом — это и успех всей команды. Наоборот, срыв, нарушение дисциплины, невыполнение общественного поручения приносят ущерб не только самому спортсмену, но и всей команде.

Практика показывает: именно спортивный коллектив создает наиболее благоприятные условия для воспитания коммунистических черт характера теннисиста. Нередко бывает, что коллектив лучше понимает ответственность за судьбу талантливых игроков, чем сами юные «таланты». Коллектив одергивает их, лечит от«звездной болезни», прививает истинные спортивные навыки, воспитывает скромность, доверие друг к другу, чувство товарищества и дружбы.

Помнится, заболела «звездной болезнью» Лариса В. Коллектив успел распознать опасные признаки зазнайства. «Ты не поедешь на соревнования, ты недостойна представлять наш коллектив!» — сказали Ларисе товарищи по команде. Этой меры оказалось достаточно.

Как же воспитать хороший коллектив? Как создать эту могучую опору воздействия на спортсменов?

Коллектив не может возникнуть, если нет традиций — это азбука советской педагогики. Вот почему тренер в первую очередь обязан заботиться о создании замечательных традиций в детских спортивных школах.

Дух товарищества, дружбы, взаимопомощи должен стать главной традицией возникающего коллектива. К примеру, у игрока во время соревнований порвались струны на ракетке. Товарищ должен отдать ему свою, а его ракетку срочно починить. Подобные поступки должны стать законом в коллективе.

Может возникнуть традиция «выпускников» теннисного отделения, или традиция помощи бывших воспитанников новым поколениям юных теннисистов, или традиция совместных тренировок сильных игроков со слабыми.

Бывало и так что противник отдавал «обезоруженному» товарищу свою запасную ракетку взамен вышедшей из строя. Такой поступок тренер не должен оставлять без внимания: весь коллектив должен осознать истинно спортивное благородство игрока, его стремление победить в честном спортивном поединке.

Чувство скромности при победе, отсутствие зазнайства по отношению к побежденному — тоже должно стать привычкой, естественной традицией советского коллектива теннисистов.

Воспитанию благородных чувств в подростках сильно способствует доверие к ним со стороны старших товарищей. Тренеры должны смело вводить открытый доступ к ремонтному, инструменту, инвентарю, выдавать мячи «на доверии». Практика нашей теннисной школы показала, что доверие приводит к благотворным результатам. Коллектив вырастает в уважении к себе, он воспитывает спортсменов в духе товарищества, скромности, уважения к старшим.

Когда действует сильный, оформившийся коллектив, тренеру куда легче и приятнее воспитывать подростков: вместо «проработок», чрезмерной строгости, утомительных нравоучений он может сосредоточить свое внимание на воспитании положительных качеств молодых игроков.

В заботливых руках наставника и коллектива формируются характеры настоящих советских спортсменов, рыцарей благородной теннисной игры.