Первоначальное обучение на площадке с игрой через сетку

Этот этап обучения в подготовительной группе можно назвать заключительным, требующим большого внимания как тренера, так и занимающихся.

Самый ответственный момент обучения — это первый выход новичка на площадку.

Первая игра через сетку с тренером приводит к настолько сильному эмоциональному подъему юного теннисиста, что он «заболевает» теннисом и впоследствии вспоминает этот день как крупное спортивное достижение. Большую роль здесь играет то, как тренер сумеет приучить занимающихся к ударам по мячу, на площадке.

Занимающиеся подготовительной группы по 2—4 человека прикрепляются к опытному игроку старшей группы, хорошо владеющему силой и точностью ударов. Задача его— достаточно точно подкидывать мячи новичку. Эта инструкторская деятельность старших проходит под лозунгом «Научился сам — научи новичка!» Если по какой-либо причине этого сделать нельзя, тренер должен сам выйти на площадку и подкидывать мячи занимающимся. Можно приглашать на тренировки и взрослых теннисистов.

К сожалению, нередко приходится наблюдать, как некоторые тренеры просто выпускают новичков на корт, предоставляя им возможность играть друг против друга, и, по сути дела, лишь «пасут» новичков, расхаживая по корту и делая указания. Это порочный метод, и от него нужно отказаться.

Занимающиеся, впервые выйдя на корт, очень волнуются, что отрицательно сказывается на их игре. Поэтому первое упражнение на площадке должно быть простым, чтобы занимающиеся почувствовали, что игра у них «получается». В нашей школе в качестве первого упражнения мы используем подбрасывание мяча полусвечками ударами справа друг на друга. На одной стороне площадки находится тренер или опытный игрок, на другой — занимающийся, стоящий за линией подачи (рис. 25). Тренер сначала дает задание игроку повторить «танец теннисиста», затем имитационные движения удара справа. После этого тренер начинает подбрасывать мяч занимающемуся полусвечками под удар справа. Занимающийся старается правильно произвести замах и несильным ударом в том же ритме вернуть мяч.


Рис. 25. Первоначальное обучение на площадке: полусвечки на коротком расстоянии справа и слева

Чтобы добиться «плотности» тренировки, можно одного или двух занимающихся ставить на сбор мячей в коробку — корзину, стоящую около тренера (обычно тренер располагает в этом упражнении 10—20 мячами).

Тренер должен следить за ошибками ученика и давать задания на их исправление в последующем ударе. Особое внимание обращается на своевременность замаха и удара и правильность «работы» ног. Ученик должен также прочувствовать ритм удара.

Однако мелкие ошибки фиксировать не следует, так как это мешает занимающемуся сосредоточиться на главном. Все мелкие недостатки техники отмечаются после исправления главных ошибок.

Не надо делать и поспешных выводов по итогам первых занятий о способностях того или иного ученика. Первые занятия в этом плане еще ничего не значат.

Во втором упражнении занимающиеся обучаются удару слева по отскочившему мячу, также посылаемому полусвечками.

Третье упражнение посвящено обучению удару с лёта в упрощенных условиях. Тренер несильным ударом посылает мяч примерно выше сетки от 0,5 до 1 м, а занимающийся, стоя от сетки на расстоянии двух шагов, старается отбить мяч коротким движением через сетку справа или слева (рис. 26, а). Очень важно, чтобы занимающийся между ударами все время находился в движении.

Следующий этап — постепенное снижение полусвечки и обучение занимающихся умению поочередно отбивать мячи, направленные под удар справа и слева.

Когда занимающиеся будут выполнять это упражнение с удобно подброшенного мяча более 8—12 раз-подряд, можно считать, что первую задачу становления техники по отскочившему мячу тренер выполнил. После этого можно уже подбирать занимающихся в пары.

Хорошими парами считаются такие, которым удается двусторонняя перекидка полусвечками друг на друга в пределах полей подач. Нужно добиваться, чтобы каждая пара могла удержать мяч в игре без ошибок несильными ударами 10—20 раз.

На каждом занятий, Независимо от того, получается у партнеров двусторонняя перекидка или нет, тренер должен предварительно покидать мяч каждому занимающемуся хотя бы 4—5 мин., как бы настраивая учеников. Такая практика намного убыстряет обучение ударам.

Кстати, подбрасывать мяч полусвечками в пределах линии подачи не такое уж простое дело, и здесь от тренера требуется высокое чувство мяча. Нам приходилось наблюдать, когда хорошие в прошлом игроки без специальной тренировки этого выполнить не могли и игры с новичками у них не получалось.

Следующая ступень — постепенное удаление занимающегося от места у линии подачи к задней линии площадки и соответственно переход от слабых ударов полусвечками к более сильным ударам с задней линии на всю длину площадки (рис. 26, б).


Рис. 26. Свободная перекидка мяча друг на друга
а — на коротком расстоянии; б — с задней линии

Опять-таки тренер или специальный подкидчик должен настроить юного теннисиста на такую игру, и лишь затем можно переводить занимающихся на самостоятельную перекидку мяча друг на друга ударами средней силы через сетку на полную длину площадки.

Нельзя допускать, чтобы переброска мячей ударами с задней линии достигалась за счет ухудшения техники.

Если все же это происходит, необходимо срочно вернуть занимающихся к игре на коротком расстоянии полусвечками. И лишь когда элементы правильной техники будут прочно закреплены, можно вновь переходить к описываемому упражнению.

Параллельно с обучением ударам по отскочившему мячу справа и слева идет обучение ударам с лёта и подаче. Все занятия по технике в этот период делятся на три равные части: на обучение подаче, на игру с лёта и на удары по отскочившему мячу.

Удары с лёта в первый период обучения вовсе не обязательно производить через сетку. Можно расположить группу поперек площадки, поставить занимающихся парами на расстоянии 6—8 шагов и дать им задание несильными ударами удерживать мяч в игре. Тренер уделяет 2—3 мин. на каждую пару и подкидывает мяч занимающимся легкими ударами, настраивая их на это упражнение.

Когда переброска мяча без ошибки доходит до 4— 8 раз, можно считать, что занимающиеся уже кое-чему научились. В процессе совершенствования траектория полета мяча постепенно делается более пологой, и игра друг на друга увеличивается по темпу и скорости.

Исключительно важным элементом обучения является разучивание подачи. Тренер делит группу на две части — одна часть располагается с одной стороны площадки вдоль задней линии, другая с другой — лицом к сетке. Повторяется пройденный материал: исходное положение для подачи, имитационное движение — первая фаза с подбросом мяча. После некоторой шлифовки этих упражнений обе подгруппы поворачиваются кругом лицом к оградительным сеткам и начинают производить удары по мячу.

Тренер следит за движениями ракетки, положением туловища, ног и т. п. Если у кого-либо движения подачи получаются неправильно, необходимо повторить имитационное упражнение. Особенно плохо обычно получается подброс мяча. Недостаток же в подбросе мяча влечет за собой и многие другие ошибки.

Обучение подаче — тяжелое физическое упражнение. Поэтому тренер должен все время наблюдать за тем, чтобы занимающиеся не устали. Этот момент ни в коем случае нельзя упускать, ибо он отрицательно скажется на дисциплине труппы и внимании занимающихся. Обычно ухудшается качество координации движений, появляется вялость, одышка, лицо краснеет или бледнеет. По этим признакам тренер и должен определить, нужно ли прервать выполнение упражнения или же заменить его другим, более легким. Это, кстати, нужно учитывать и при обучении другим элементам техники.

После тренировки подачи о фон нужно повернуть обе группы лицом к сетке и по очереди дать каждому произвести по 5—6 подач в поле подачи.

Постепенно занимающиеся начинают попадать в поле подачи, но точность попадания не должна достигаться за счет упрощения элементов техники движения. В начальной стадии обучения не нужно требовать сильных подач. Некоторые игроки, стараясь пробить подачу сильно, но не владея еще достаточной техникой, добиваются этого за счет резкого сгибания верхней части тела, а это явится в дальнейшем тормозом для выполнения подачи с выходом к сетке.

С каждым занятием количество подач в оградительную сетку уменьшается и увеличивается их количество в поле подачи.

Для облегчения освоения подачи можно группу ставить внутри корта, ближе к линии подачи, а не на задней линии. Попадание в поле подачи в этой стадии обучения не имеет никакого значения. Самое основное — это элементы техники. Особенно плохо подачи получаются обычно у девочек. В занятиях с ними можно использовать вспомогательное упражнение в метании теннисного мяча через сетку рукой движением, напоминающим подачу.

Теперь подведем некоторый итог нашим занятиям. Мы научили своих учеников перебрасывать мяч друг на друга вблизи сетки и с задней линии площадки. Они умеют уже держать мяч в игре до 4—10 раз ударами по отскочившему от земли мячу и ударами слёта. Упорно овладевают они и сложной техникой подачи. Научились занимающиеся и тренировать эти удары у тренировочной стенки.

Но для того, чтобы закончить программу первого этапа обучения подготовительной группы по технике, необходимо еще дать занимающимся представление об остальных ударах тенниса: ударе с полулёта, укороченном ударе (их демонстрирует тренер в игре), свече и ударе над головой (которые можно даже опробовать с учениками на площадке).

Так как при обучении ударам по отскочившему мячу занимающиеся уже выполняли удары полусвечками, правда с невысокой траекторией полета мяча, то свечи, как правило, даются занимающимся без особого труда. Но удар над головой требует более длительного разучивания. Во-первых, при этом ударе движение ракетки отличается от движения при подаче. Ракетка при выполнении удара над головой сразу же заносится за голову, занимающийся поворачивает плечи и производит удар в верхней точке. На первом этапе обучения этот удар следует разучивать только „по отскочившему от земли (после свечки) мячу в самых упрощенных условиях. Для непосредственного выполнения его с лёта (уже на втором этапе обучения) необходимо освоить специальную «работу» ног, без которой невозможно хорошо выполнить удар над головой.