Обучение основным техническим приемам

Перед тем как приступить к обучению ударам, преподаватель показывает и объясняет способ держания ракетки и исходное — стартовое — положение теннисиста на площадке, из которого он должен начинать подготовку к ударам.

Освоение основных технических приемов начинается с изучения плоских ударов.

Общее ознакомление с ударом

Перед тем как занимающиеся сами приступят к разучиванию любого удара, необходимо дать им общее о нем представление. Последнее дается путем образцового показа и краткого, четкого объяснения.

Показ должен выполняться абсолютно правильно. Первое зрительное восприятие правильного движения имеет большое значение для дальнейшего освоения удара.

Посредством одного лишь показа нельзя создать у занимающихся полного представления о сложных движениях при ударе. Показ дает только общую картину выполнения удара, движения при котором сложны и разобраться в них трудно, если преподаватель их не  проанализирует. Показу должно обязательно сопутствовать объяснение.

Преподаватель должен помнить, что недостаточное представление о движении, недостаточное его осмысливание часто может быть основной причиной, порождающей ошибку.

Преподаватель должен знать наиболее важные, часто встречающиеся в практике, ошибки, особенно у начинающих; такие ошибки он должен предвидеть и в процессе объяснения предупреждать о них учеников.

Наиболее характерные ошибки рекомендуется разобрать со всей группой обучающихся.

Для освоения правильной техники очень важно осознание совершаемых ошибок. Преподаватель должен научить самих занимающихся разбираться в своих движениях, в своих ошибках. Только в том случае, если занимающийся знает, в чем именно его ошибка, он получает возможность сознательно исправлять свои действия и затем уже закреплять эти исправленные действия путем многократных повторений.

Преподаватель должен постоянно следить за тем, чтобы занимающиеся осваивали технику в процессе активной сознательной деятельности.

До тех пор, пока обучающиеся не получат достаточно полного представления об ударе, не следует переходить к его разучиванию на площадке.

Общее ознакомление с ударом осуществляется в следующей последовательности: образцовый, многократный показ выполнения удара в игре о тренировочную стенку или в игре на площадке: а) в обычном темпе, б) в замедленном темпе; объяснение и показ удара у «подвесного мяча» *; повторный образцовый многократный показ удара в игре о тренировочную стенку или в игре на площадке (сначала в обычном, затем в замедленном темпе).

Показ выполнения удара в замедленном темпе облегчает создание правильного представления о движениях, помогает быстрее и лучше в них разобраться.

Использование «подвесного мяча» при объяснении и начальном разучивании ударов имеет большое положительное значение. Объясняя удар у «подвесного мяча», преподаватель может более наглядно показать, какими должны быть движения теннисиста по отношению к мячу в различных фазах удара.

После объяснения целесообразно повторить образцовый показ. Повторная демонстрация удара после того, как уже проведено его объяснение, должна создать более правильное и прочное (долго сохраняющееся в памяти) представление о нем. Обучающийся после  объяснения более сознательно будет воспринимать движения при повторном показе.

Уже в начальном периоде изучения техники целесообразно пользоваться вспомогательными наглядными средствами — учебными кинофильмами, фотокинограммами, отдельными фотографиями, а также желательно наблюдение за игрой мастеров, сопутствуемое пояснениями преподавателя.

Показ и объяснение должны создать то правильное представление об ударе, на основе которого в дальнейшем происходит его практическое выполнение.

* Простейшее приспособление с «подвесным мячом» состоит из обыкновенной бамбуковой удочки, к которой на тонком длинном шнурке прикреплен мяч. «Подвесной мяч» используется при объяснении основных ударов. Общее ознакомление с другими ударами может проводиться и без «подвесного мяча».