Обучение тактике

После того как технические приемы в достаточной степени освоены занимающимися, преподаватель может перейти к детальному изучению тактики.

В процессе изучения тактики происходит дальнейшее совершенствование и в технике. Совершенствование в технике предусматривает как исправление отдельных неправильных деталей движений, так и развитие в игре все большей точности. Преподаватель должен помнить, что чем выше точность игры, тем более высокого тактического мастерства может достичь теннисист.

Основная задача тактической подготовки — научить занимающихся правильно вести игру в условиях соревнований.

Для осуществления этой задачи занимающимся необходимо: изучить различные тактические комбинации и закрепить эти комбинации в игре со счетом; изучить различные тактические системы ведения игры; научиться правильно составлять и правильно реализовать в соревновании общий тактический план; развить умение наблюдать за действиями противника и правильно, быстро оценивать обстановку в игре и соответственно этой оценке принимать наилучшие тактические решения.

Тактическая подготовка включает изучение тактических комбинаций.

Эффективность тактических комбинаций зависит в значительной степени от точности игры. Любая задуманная тактическая комбинация, казалось бы самая эффективная по своему замыслу, потеряет свой смысл, если она не будет выполнена технически точно. Поэтому при изучении комбинаций также целесообразно часто использовать мишени.

Различных тактических комбинаций может быть множество. Специально разучивать следует те из них, которые могут быть направлены на решение основных тактических задач в игре.

При изучении комбинаций преподаватель обязательно должен с занимающимися разобрать: 1) какие тактические задачи могут быть с их помощью осуществлены; 2) в какие моменты игры они наиболее часто используются.

Ситуации, в которых оказываются соревнующиеся, столь разнообразны, что игрок не может действовать только на основе заранее разученных тактических комбинаций. Однако если игрок предварительно хорошо продумает и закрепит в специальных упражнениях различные тактические комбинации, то он сможет находить в игре более правильные тактические решения и более уверенно и точно осуществлять тактические комбинации во время соревнований.

Предварительно тактические комбинации изучаются в упражнениях с заранее обусловленным направлением ударов. Занимающиеся должны провести много раз одну и ту же тактическую комбинацию в упрощенных условиях, когда из игры исключен элемент неожиданности. В дальнейшем тактические комбинации изучаются в упражнениях с не обусловленным заранее направлением ударов. Эти упражнения приближены к условиям соревновательной игры, при их выполнении игрок направляет мяч неожиданно для партнера, стремясь осуществить намеченную тактическую комбинацию. Чтобы внести в упражнения элемент неожиданности и тем самым приблизить их к соревновательной обстановке, преподаватель дает каждому из занимающихся задание подготавливать и осуществлять определенные тактические комбинации, содержание которых не сообщается партнеру.

Первоначальное изучение тактических систем ведения игры неразрывно связано с освоением тактических комбинаций.

Приводим упражнения, включающие различные сочетания ударов, из которых в игре складываются простейшие тактические комбинации.

Примерные упражнения для изучения игры у задней линии площадки*.

1.       Первый партнер: направляет удары поочередно в различные углы площадки.

Второй партнер: направляет удары в один и тот же угол **.

2.       Первый партнер: направляет удары поочередно в различные углы площадки, посылая мяч только вдоль боковых линий.

Второй партнер: направляет удары поочередно в различные углы, посылая мяч только по диагонали площадки ***.

3.       Упражнение отличается от предыдущего тем, что второй партнер направляет мяч короткими косыми ударами поочередно к боковым линиям.

4.       Первый партнер: два удара направляет в один и тот же угол, а третий — короткий косой удар — направляет к дальней от этого угла боковой линии.

Второй партнер: направляет удары в один и тот же угол или поочередно в различные углы.

5.       Первый партнер: в ответ на один из ударов дает укороченный удар и, после того как партнер приблизился к сетке, старается обвести его низким ударом или свечой.

Второй партнер: в ответ на укороченный удар посылает мяч в один из углов, а следующим ударом — ударом с лета — направляет мяч в недосягаемое для партнера место площадки.

Примерные упражнения для изучения игры у сетки.

1.       Первый партнер (стоящий у сетки): направляет удары с лета в один и тот же угол площадки.

Второй партнер (находящийся у задней линии): направляет удары поочередно то к одной боковой линии, то к другой.

2.       Упражнение отличается от предыдущего тем, что первый партнер направляет удары с лета поочередно в различные углы площадки.

3.       Первый партнер (стоящий у сетки): при первом ударе с лета направляет мяч к середине задней линии, а при втором — направляет его в недосягаемое для партнера место площадки.

Второй партнер: при первом ударе посылает мяч к средней линии площадки, а вторым ударом (низким или свечой) старается обвести партнера у сетки.

4.       Первый партнер: после своей подачи, при которой мяч направлен к боковой линии, выходит к сетке и принимает мяч коротким косым ударом с лета.

Второй партнер: отвечает на подачу ударом вдоль боковой линии площадки.

5.       Упражнение отличается от предыдущего тем, что второй партнер отвечает на подачу косым ударом.

6.       Первый партнер: после своей подачи, при которой мяч послан к средней линии, выходит к сетке и первый удар с лета направляет в один из углов площадки, а второй удар с лета — к дальней от этого угла боковой линии.

Второй партнер: первый удар направляет к средней линии, а вторым — старается обвести партнера (направление второго удара заранее не обусловлено).

7.       Первый партнер: выходит к сетке после подготовительного удара, направленного в один из углов площадки, и при первом ударе с лета посылает мяч в противоположный угол.

Второй партнер: первым же ударом старается обвести партнера у сетки (направление обводящего удара сначала обусловливается, потом нет).

8.       Первый партнер: выходит к сетке после подготовительного удара, направленного к середине задней линии, и принимает у сетки мяч коротким косым ударом.

Второй партнер: посылает при ударах мяч в заранее не известном для партнера направлении.

При изучении комбинаций, связанных с выходом к сетке, преподаватель объясняет, в каком направлении следует двигаться вперед при различных подготовительных ударах и какую нужно занимать у сетки позицию.

Различные тактические комбинации не должны рассматриваться как мертвые схемы игровых действий. В соревнованиях нельзя строить игру только на заранее заученных длинных тактических комбинациях, осуществляемых вне связи с особенностями момента игры. Тактические комбинации — это элементы, из которых складывается тактика; они не могут быть заучены как нечто неизменное и использоваться «вслепую». В соревновательной игре они должны следовать в логической последовательности в соответствии с действиями противника и особенностями игры. На все это преподавателю обязательно следует обратить внимание занимающихся.

Промежуточной ступенью между отдельными упражнениями и игрой со счетом соревновательного характера являются игры со счетом с различными условностями. В таких играх используются, согласно заданию преподавателя, преимущественно только определенные удары и определенные тактические комбинации. Любая из приведенных выше комбинаций может лечь в основу игры с условностями.

Основные задачи этих игр: закрепить в игре со счетом определенные удары и определенные тактические комбинации; более полно изучить одну из тактических систем ведения игры.

Для осуществления преимущественно первой задачи могут быть использованы следующие игры с условностями:
1.       Партнеры играют партию или несколько игр со счетом, направляя каждый свой ответный удар поочередно в различные углы площадки (основная цель такой игры — заставить противника быстро передвигаться из одного угла площадки в другой).

2.       В продолжение нескольких игр или целой партии действительными считаются только длинные удары,  — короткий ответ в пределах полей подачи считается ошибкой и дает проигрыш очка. Цель такой игры — закрепить в игре со счетом длинные удары, с помощью которых теннисист может, например, осуществить одну из важных тактических задач — воспрепятствовать противнику подойти к сетке.

Для специального изучения одной из тактических систем ведения игры также используются игры с различными условностями. В них каждому из партнеров дается задание использовать преимущественно определенную тактическую систему. Так, например, один из партнеров в продолжение нескольких игр, партий, играет только у задней линии, изучая в основном защиту против атаки партнера у сетки. Другой партнер при первой возможности выходит вперед и играет с лета; его задача — глубоко изучить игру у сетки. В подобных играх могут даваться и дополнительные задания. Если играющий у задней линии, например, недостаточно хорошо владеет ударом слева, то преподаватель может ввести дополнительную условность: при подготовительном ударе для выхода к сетке партнер должен направлять мяч именно под этот слабейший удар.

Игры с условностями не обязательно предшествуют обычной игре со счетом. Оба вида игр со счетом, с условностями и без условностей, должны не исключать друг друга, а, наоборот, дополнять. Эти два вида игр могут использоваться в одном занятии.

Игры с условностями — хорошая подготовка к соревнованию со знакомым противником; зная, какие тактические комбинации против него наиболее эффективны, теннисист может в  тренировочных играх использовать преимущественно их.

Заключительным этапом тактической подготовки являются тренировочные игры со счетом соревновательного характера без каких бы то ни было условностей, проводимые в обстановке максимального приближения к условиям официальных соревнований (желательно с судьей). В таких играх дается задание «играть на выигрыш» и использовать ту систему игры, те тактические комбинации, которые наиболее эффективны в зависимости от действий противника и особенностей игрового момента, многие тренировочные игры соревновательного характера должны проводиться по определенному тактическому плану, который составляется сначала с помощью преподавателя, а затем самостоятельно самими занимающимися. И в том и в другом случае преподавателю следует после игры разобрать с занимающимися особенности составленного тактического плана и ход его осуществления. Соревновательные игры следует проводить с разными противниками и по возможности чаще — с противниками незнакомыми. Необходимо это для того, чтобы теннисист научился правильно организовывать свои действия в зависимости от особенностей игры различных противников. В частности, поэтому преподавателю целесообразно периодически устраивать товарищеские встречи с теннисистами других коллективов.

Тренировочные игры соревновательного характера предшествуют первому выступлению в соревнованиях. В период непосредственной подготовки опытного теннисиста к соревнованиям эти игры приобретают особенно большое значение. Они являются подготовкой и одновременно проверкой готовности теннисиста к предстоящим соревнованиям. Если занятия целиком посвящаются игре соревновательного характера, то целесообразно, чтобы и «разминка» проводилась такая же, как и перед официальным соревнованием.

Занимающимся иногда бывает трудно быстро и объективно разобраться в правильности своих тактических действий во время игры со счетом, тем более что неправильные тактические действия внешне могут казаться очень эффективными. Преподавателю периодически следует проводить игры со счетом, по ходу которых он делает играющим замечания об их тактических действиях. В таких случаях целесообразно, чтобы преподаватель одновременно и судил игру.

Играть тактически правильно теннисист может только в том случае, если он постоянно будет вести наблюдение за действиями противника. Успешность наблюдения зависит от очень важного для теннисиста качества — тактической наблюдательности. Развить это качество — одна из важных задач тактической подготовки.

Для того, чтобы занимающийся мог во время игры правильно вести наблюдение, преподаватель знакомит его с основными задачами наблюдения. Основные задачи наблюдения сводятся к установлению в данном соревновании особенностей техники, тактики и физической подготовленности противника, а также особенностей проявления его морально-волевых качеств. Тактическая наблюдательность именно и проявляется в умении определять эти особенности.

При разборе задач наблюдения преподавателю следует обязательно напомнить занимающимся о необходимости концентрировать внимание на противника в момент, когда мяч находится совсем рядом с противником и последний готовится произвести по нему удар. Занимающиеся должны понять, что только при этом условии они смогут решать одну из важных задач наблюдения, связанную с определением особенностей техники и тактики противника, — возможно раньше определять вид и направление удара противника по особенностям его движений в подготовительной фазе удара.

Специальные задания, направленные на развитие тактической наблюдательности, преподавателю следует давать занимающимся в некоторых играх со счетом с условностями.

Приводим примерное содержание одного из таких заданий.

Перед началом игры преподаватель устанавливает для каждого занимающегося подробный тактический план, который должен быть не известен другому партнеру. Оба игрока получают задание не только осуществить свои тактические планы, но и вести во время игры наблюдение за действиями противника с тем, чтобы возможно полнее разгадать его тактический план. После окончания игры преподаватель требует, чтобы каждый из противников рассказал о результатах своих наблюдений. Сравнивая результаты наблюдений с содержанием тактических планов, преподаватель совместно с учениками устанавливает, насколько успешно было их наблюдение, насколько точно каждый из партнеров сумел разгадать тактический план своего противника.

Особое внимание на развитие тактической наблюдательности обращается в играх со счетом соревновательного характера (включая и игры в официальных соревнованиях), причем особенно в играх с незнакомыми противниками.

Такие игры преподавателю следует чаще разбирать с занимающимися. Во время разбора ученики должны рассказать о результатах своих наблюдений и о тех тактических решениях, которые были ими приняты на основании данных наблюдения.

Подробный разбор проведенных тренировочных игр со счетом и игр в официальных соревнованиях, а также обсуждение предстоящих спортивных встреч должны рассматриваться как органическая часть тактической подготовки.

Наблюдательность следует развивать не только в процессе обычных тренировок и соревнований, а также и в моменты, когда занимающиеся присутствуют на тех или иных соревнованиях в качестве зрителей. Преподаватель должен научить своих учеников правильно наблюдать игру других теннисистов (может быть, своих будущих противников), должен развить у них умение глубоко анализировать их игру, определять наиболее характерные для них тактические действия, определять их тактический замысел, создавать представление о их психологических особенностях. При наблюдении за игрой других теннисистов занимающиеся должны развивать умение находить в их движениях именно те, иногда еле заметные, детали, которые характерны для определенного вида удара и для определенного направления удара. Таким образом, просмотр и обсуждение игр мастеров в официальных соревнованиях также должны рассматриваться как органическая часть тактической подготовки.

* Здесь приводятся упражнения, в которых оба партнера играют только у задней линии. Упражнения с использованием отводящих ударов, когда один партнер стоит у сетки, приводятся ниже.
** В спортивной практике эту комбинацию называют «треугольником».
*** В спортивной практике эту комбинацию называют «восьмеркой».