Обучение технике тенниса

Тренер-педагог по теннису, занимаясь с младшей подготовительной группой, не должен копировать методические приемы физических упражнении и обучения элементам техники и тактики, принятые для взрослых. Многолетний опыт обучения детей показал, что в подготовительной группе основной задачей является всестороннее физическое развитие учащихся, укрепление и закаливание их организма, а также начальное освоение (постановка) техники ударов. Практикой установлено, что в первый год обучения уже с первых занятий целесообразно одновременно обучать «комплексу» технических ударов, а не разрозненно и последовательно каждому удару в отдельности до полного его освоения. В первый комплекс одновременного обучения входит обучение плоским и слегка подкрученным ударам справа и слева по отскочившему мячу, плоской подаче и ударам с лёта.

Изучение новых движений требует от ребенка большого не только мышечного, но и нервно-психического напряжения, ведущего к физическому и психическому утомлению. В особенности утомляют ребенка однообразные движения и длительное сохранение однообразных положений тела, что как раз имеет место в начальной стадии обучения движениям и элементам техники тенниса.

Поэтому при занятиях с детьми необходимо возможно больше разнообразить упражнения, чтобы поочередно вовлекать в работу различные мышечные группы. Такое переключение работы с одних мышечных групп на другие дает возможность мышцам быстро восстанавливать работоспособность.

Подобный же эффект приносит переключение работы с одной руки на другую, с рук на ноги, с туловища на руки или ноги и т. д.

Все эти особенности накладывают свой отпечаток на организацию и методику занятий по обучению технике учащихся подготовительной группы 8—9 лет.

В уроках с детьми этого возраста материал лучше усваивается, если 30—40 процентов от урочного времени используется на подвижные игры. При этом ребенку создаются условия постепенного перехода от игр, к которым он привык в дошкольном возрасте, к более определенным, регламентированным упражнениям для обучения теннису, где требуются точные формы выполнения движений.

И последнее, самое главное, надо помнить, что начальный период освоения техники следует рассматривать как фундамент дальнейшего совершенствования юного теннисиста, поэтому на начальный этап обучения тренер должен обращать особое внимание.

Приступая к начальному обучению технике тенниса, целесообразно сначала научить учащихся обращаться с теннисным мячом без ракетки, используя для этого специальные упражнения. Такие упражнения способствуют воспитанию ловкости, развивают «верность» глаза, «чувство мяча» и быстроту движений. Играть с теннисным мячом можно одному и вместе с партнером (в парах). Используются также командные игры и эстафеты.

 Вот примерные упражнения с теннисным мячом.

1.       Занимающийся ударяет мячом о землю и последовательными ударами ладони бьет мяч сверху вниз так, чтобы он отскакивал до уровня пояса (рис. 1, а). То же, но упражнение выполняется на ходу или бегом (рис. 1,6).


Рис. 1. Первое упражнение с теннисным мячом:
а — стоя на месте; б — в передвижении

2.       Двое занимающихся становятся на расстоянии 3—5 шагов друг от друга и одновременно бросают каждый свой мяч в землю (рис. 2). Ловить надо мяч партнера. Чтобы бросать одновременно, один из участников дает команду.


Рис. 2. Второе упражнение с теннисным мячом

3.       Занимающиеся стоят лицом к стене — первый за 3 шага от нее, второй за 4 (рис. 3). Первый бросает мяч вперед-вверх в стену. Второй ловит мяч. Играющие быстро меняются местами. Теперь второй занимающийся бросает мяч в стену, а первый ловит.


Рис. 3. Третье упражнение с теннисным мячом

4.       Участники располагаются на расстоянии 8 шагов друг против друга и поочередно бросают мяч друг другу в руки (рис. 4). Упражнение выполняется в следующих вариантах: 1) бросать правой, ловить двумя руками, 2) бросать правой, ловить правой, 3) бросать правой ловить левой, 4) бросать левой, ловить левой.


Рис. 4. Четвертое упражнение с теннисным мячом

5.       В качестве командных игр с теннисным мячом используются упрощенный футбол на теннисном корте, ручной мяч по упрощенным правилам, баскетбол, русская лапта и т. п.

Все эти игры, отличающиеся большой подвижностью, являются и хорошими общеразвивающими упражнениями. Регулярное проведение игр в начальной стадии обучения будет одним из средств сплочения детей и создания крепкого коллектива.

Преподаватель должен позаботиться о подготовке детского актива, организаторов, которые могут и без преподавателя проводить новые игры.