Психологическая связь тренера с юным теннисистом

Только тренер с высокими моральными качествами может завоевать уважение у своих учеников, только в этом случае будут всегда выполняться все его рекомендации и указания. Вера в тренера — один из существенных психологических факторов, ведущих к спортивным успехам.

Во взаимоотношениях тренера-педагога и учеников существуют установленные жизнью правила и нормы поведения. И если тренер сам нарушает эти правила и нормы, он не может потребовать выполнения их и от своих учеников. Все это психологически отрицательно влияет на занимающихся, и они теряют веру в тренера.

Наблюдения психологов за поведением тренеров и взаимоотношениями их со спортсменами очень интересны и наталкивают на ряд практических полезных рекомендаций.

Психологическое воздействие тренера на спортсмена перед соревнованием, так называемая «накачка», вызывает у спортсмена большое возбуждение и отрицательно сказывается на выступлении. Теннисист после «накачки» может хорошо играть, но только в течение короткого времени, а потом наступает общее торможение.

В последнее время большинство специалистов рекомендуют, чтобы тренер успокоил разволновавшегося спортсмена перед соревнованием и постарался снять излишнее возбуждение. Помимо этого,  тренер не должен угрожать спортсмену серьезными последствиями в случае проигрыша, а обязан, наоборот, уверить спортсмена, что если он сделает все возможное, то коллектив и тренер будут им довольны.

Хорошим стимулом здесь может послужить напоминание о том, как будет себя чувствовать спортсмен после выступления, в котором он приложил все свои силы и добился победы, что будут говорить окружающие его зрители, товарищи по команде и т. п.

Хорошо напомнить также о чувстве коллективизма, патриотизма — эти стимулы благотворно влияют на спортсмена.

Задача тренера — убедить спортсмена, что он полон энергии, поднять у него эмоциональное состояние, помочь ему освободиться от чрезмерного волнения.

В установке на игру тренеру следует давать только явно выполнимые технические и тактические указания.

Перед выходом теннисиста на корт тренер должен в спокойной форме побеседовать с ним о тактической стороне игры. В результате этой беседы у спортсмена должна появиться сосредоточенность на том, что он должен сделать, а не на том, что может случиться при неудаче. При этом тренер должен помочь юному теннисисту обрести уверенность в игре.

При явно сильном противнике нужно поставить задачу добиться наивысшего результата, т. е. если и проиграть, то с пользой для себя, показав зрелую игру. Можно рассказать теннисисту и о случаях из практики, когда явно слабый побеждал очень сильного и т. п.

Конечно, волнение, связанное с предсоревновательным напряжением, естественно, но оно должно быть таким, как у артиста перед выходом на сцену, т. е. только в самом начале, пока он еще входит в роль. Теннисист уже на разминке должен снять с себя часть «координационной напряженности» и волнения, а в первых играх освободиться от них полностью и войти в роль волевого бойца.

Поведение тренеров после соревнования различно. Как правило, больше уделяют внимания тем спортсменам, которые одержали победы. Поражение спортсмена удручающе действует на тренера, некоторые же тренеры чрезвычайно болезненно переносят поражения своих учеников. Плохо, если тренер под таким настроением в резкой форме упрекает своего ученика в ошибках, в безволии и т. п. и даже сторонится проигравшего спортсмена. Настоящий наставник в любой беде, даже если его ученик выступил ниже своих возможностей, должен общаться со своим воспитанником и продолжать положительно влиять на него.

Тренер сразу же после игры обязан оказать своему ученику помощь, необходимую для будущего успеха. Не следует оправдывать поражение несправедливым судейством или плохой площадкой. Не нужно искать причин поражения сразу же после соревнования. Критический разбор лучше всего делать, когда все волнения улягутся, обычно на следующей тренировке.

Нужно объяснить ученику, что лишние переживания и склонность к самобичеванию только создают предпосылки для дальнейших поражений. Нужно стремиться создать у спортсмена бодрое настроение, поднять его боевой дух и постараться сосредоточить на мысли о будущих соревнованиях.

В такие минуты тренеру лучше быть ближе к спортсмену, пока у того не пройдет горечь поражения. При таком поведении тренера авторитет его в глазах воспитанников возрастает, а это очень помогает в последующей воспитательной работе.