Некоторые стороны идейного воспитания
Международные состязания и встречи благотворно подействовали на развитие отечественного тенниса. Но в то же время они потребовали от наших тренеров по-новому решать важнейшие вопросы идеологической работы.
Например, подчас имеет место слепое преклонение перед иностранной школой тенниса. Но чем больше изучаешь и сравниваешь теоретические разработки зарубежных и наших отечественных специалистов, тем больше убеждаешься, что работы наших теоретиков ничуть не хуже лучших зарубежных образцов.
Благодаря этому в очень короткие сроки сильнейшие советские теннисисты сумели достигнуть неплохих результатов на многих международных соревнованиях. «Вы двигаетесь с космической скоростью!» — сказал о нашем теннисе признанный теннисный авторитет, тренер австралийских спортсменов Чейф.
Идеологическое воспитание должно проходить с учетом возрастных особенностей начинающих спортсменов. Ведь не все, понятное взрослому человеку, доступно ребенку 7—11 лет. Но основы советской идеологии необходимо закладывать в сознание детей с первых занятий.
Юные теннисисты должны знать о преимуществах советского спорта перед буржуазным. И разве не интересно, например, начать одно из занятий с рассказа о начале спортивного пути первого советского чемпиона, заслуженного мастера спорта СССР Е. А. Кудрявцева? До Октябрьской революции Кудрявцеву приходилось не столько играть в теннис, сколько подавать мячи теннисистам аристократам. Оттолкнувшись от такого характерного случая, можно рассказать вообще о судьбах спортсменов в капиталистическом мире, о том, почему теннис считается «аристократическим» видом спорта.
Высокая стоимость ракетки, мячей, аренда площадки, наем тренера, высокий членский взнос в теннисном клубе — все это делает теннис недоступным для простых смертных за рубежом. А если какой-либо особо одаренный юноша или девушка из рабочей семьи сумеет овладеть искусством этой игры, то его неизбежно ждет печальная судьба профессионалов или, как их называют, «дрессированных теннисистов».
Следует рассказать ученикам и о том, что окружает их повседневно: о бесплатных ракетках, мячах, площадках, тренировках под руководством опытных наставников. В капиталистическом мире об этом не может быть и речи.
Разнообразна тематика и методика идеологической работы, которую можно использовать в ДСШ: беседы, диспуты, походы в музеи, разборы книг, обсуждение фильмов, политинформации.
Тренер должен добиваться того, чтобы в идеологическом споре, который может возникнуть между нашими и зарубежными юными теннисистами во время международных встреч, его воспитанники оказались победителями.
При этом следует помнить, что воспитание теннисистов нельзя сводить только к лекциям и беседам. Нельзя воспитательную работу строить бессистемно, от случая к случаю, от беседы к беседе. Фундамент этой работы в первую очередь заложен в самом спорте, и в частности в теннисе. Организующее его значение трудно переоценить. Опытные тренеры знают, что путь к сердцу любого, даже самого «неподдающегося», воспитанника лежит именно через спорт!
Это надо понять в полной мере и взять на вооружение.