Связь тренера с семьей и школой

Невозможно себе представить тренера, работающего в полном отрыве от семей своих воспитанников и школ, в которых они учатся. Если тренер работает, не вникая в семейные дела воспитанников, он тем самым может потерять влияние на правильное воспитание юного теннисиста, нарушить целостность воспитательного процесса.

Необходимо выработать вместе с родителями воспитанников определенный комплекс единых требований, предъявляемых к юному спортсмену как со стороны тренера, так и со стороны семьи.

Регулярность посещения спортивных занятий, содержание в чистоте и опрятности спортивной формы, бережное отношение к спортивному инвентарю, ежедневные занятия утренней гимнастикой — все эти вопросы, как и многие другие, тренер не может разрешить до конца без  активной помощи родителей.

К сожалению, нередки еще случаи, когда тренеру далеко не сразу удается установить правильные взаимоотношения, найти общий язык с семьей воспитанника.

«Нельзя приходить на занятия с такой прической»,— делает замечание тренер. «А мама мне разрешает», — отвечает девочка.

Нужно обладать большим педагогическим тактом, чтобы не ответить на эту реплику каким-либо неосторожным замечанием. Ясно, что девочка не виновата, и разговор нужно в первую очередь начинать с ее матерью.

Спокойный совет тренера оказывает большое влияние на поведение юного теннисиста и дома. Как-то воспитанница нашей школы Ира пришла на занятия в грязной спортивной форме, и тренер спросил ее, в чем дело. Она ответила, что мама занята на работе и не смогла выстирать форму. Тогда тренер задал девочке второй вопрос: «А ты разве не умеешь стирать, что делаешь маму домработницей?» Ира очень смутилась, но в следующий раз пришла в чистой форме. Это послужило хорошим примером для всей группы девочек. Все девочки стали стирать форму сами, и родители были благодарны тренеру.

Круг вопросов, которые тренер должен решать в тесном взаимодействии с семьей, широк. Очень важно, в частности, после первых же спортивных успехов юных спортсменов начать профилактическую борьбу с возможным возникновением болезни «спортивного превосходства». При этом часто бывает, что родители подобного рода настроениям детей потворствуют. Нужно найти правильную линию поведения и с воспитанником, и с его родителями, чтобы избежать этой болезни.

Родителям необходимо поддерживать тесную связь с тренером, они должны быть в курсе как успехов, так и неудач своих детей. Нужно приглашать родителей на соревнования, а в необходимых случаях и вызывать на занятия.

В нашей практике привилась такая положительная традиция: прежде чем принять в клуб новичка, тренеры решают все интересующие обе стороны (тренера и семью) вопросы, связанные с частотой занятий, временем занятий, спортивной формой ребенка и т. д. Во время этих встреч с родителями тренеры выясняют их отношение к занятиям детей в клубе, взгляды на спортивную подготовку вообще.

Нельзя забывать и еще об одной, очень важной, стороне деятельности тренера — его связи со школой.

Не так давно господствовал совершенно неправильный взгляд, требовавший недопущения плохо успевающих школьников к занятиям спортом и вообще ко всякого рода кружковой и секционной работе. Сейчас этот взгляд коренным образом изменился. Неуспеваемость перестала считаться препятствием для занятий спортом. Но принятие в секцию или клуб неуспевающего ученика накладывает на тренера дополнительные обязательства.

Тренер должен использовать тягу к спорту как средство для улучшения учебы в школе. Так, например, проверяя дневники, тренер может напомнить воспитанникам, что скоро будут проводиться соревнования и что судьи не допустят к участию в них тех, у кого будут плохие отметки. Кроме того, тренер может «ущемить» воспитанника, имеющего плохие отметки, сократив объем его тренировок.

Связь со школой необходима тренеру не только для того, чтобы быть в. курсе учебных дел своего воспитанника. Прочный контакт с классным руководителем дает возможность тренеру получить дополнительный материал для изучения своих воспитанников, осуществить индивидуальный подход к каждому юному спортсмену.

Тренер должен интересоваться и тем, как и чем помогают его воспитанники школьному преподавателю физвоспитания, что они делают для подъема физкультурной работы в школе, как пропагандируют избранный вид спорта.

Глубокая связь с семьей воспитанника, со школой, в которой он учится, предоставляет тренеру большие возможности в плане всестороннего воспитания юного спортсмена. И настоящий тренер, настоящий мастер своего дела не преминет этими возможностями воспользоваться.