Упражнение «встречный мяч» — основа быстрого усвоения правильной техники ударов по отскочившему мячу и с лёта

Обычно после имитационных упражнений тренеры используют последующие упражнения в таком порядке: обучение ударам у оградительной сетки перед фоном по мячу, подброшенному самим занимающимся; обучение ударам у тренировочной стенки; обучение ударам в упражнениях на площадке. Такая последовательность существует долгие годы, однако при работе с 8— 9-летними детьми было обнаружено, что этот метод не годится по следующим соображениям.

Занимающийся, подбрасывая себе мяч под удар, коренным образом ломает заученное имитационное движение удара справа или слева и даже с лёта. При этом головка ракетки опускается вниз из-за того, что ученик не успевает сделать замах, правая нога выставляется до удара вперед при ударе справа и левая при ударе слева и удар производится в низкой точке, когда игрок стоит не боком, а лицом к оградительной сетке. Особенно это бросается в глаза на занятиях девочек подготовительной группы.

Опыт массового обучения детей 8—9 лет показал, что применение ударов о фон значительно удлиняет процесс освоения ударов, так как все время приходится подправлять технику движения.

Поэтому нами было применено так называемое упражнение «встречный мяч». Группа занимающихся располагается парами поперек корта с интервалами между парами до 4—5 шагов, на расстоянии 8—10 шагов друг против друга. Одним занимающимся выдаются ракетки, другим — мячи. Упражнение заключается в том, что занимающиеся, у которых в руках мячи, подбрасывают движением руки снизу вперед мяч под удар справа своим партнерам (рис. 21, а).

После показа и объяснения упражнения тренером занимающиеся принимают исходное положение и начинают изучать этот удар по отскочившему от земли мячу. Занимающиеся, у которых в руках ракетки, делая замах, стараются слабо ударить по мячу, чтобы его мог поймать партнер, который подбрасывает мяч. Так как подброс мяча не бывает точным, необходимо, чтобы в паузах между ударами занимающиеся приставными шажками подходили к мячу либо вперед, либо назад, либо немного в сторону.

Наличие встречно летящего мяча очень часто сразу же делает новичка неловким, связанным, напряженным, но под внимательным контролем тренера и своего сознания у ученика, уже составившего ранее представление о структуре целостного движения удара справа, при многократном повторении этого упражнения число недостатков сокращается. Так осваивается первый удар справа по отскочившему мячу.

Через каждые 20—25 ударов партнеры меняются, местами: теперь те, которые выполняли удар, подбрасывают мяч. Поупражнявшись в ударах справа по отскочившему мячу, группа таким же образом начинает изучение удара слева (рис. 21, б), причем детям, которым трудно производить удар одной рукой, мы разрешаем бить слева двумя руками.


Рис. 21. Упражнение «встречный мяч»:
а — удар справа; б — удар слева: в — удар с лёта

Упражнение начинается после показа и объяснения тренера из исходного положения для удара слева.  Особое внимание обращается на то, чтобы ученики "хорошо поворачивали плечи, так как до удара занимающиеся очень часто стоят грудью к мячу, а не боком.

Так же занимающиеся обучаются и ударам с лета как слева, так и справа (рис. 21, в). Тренер расставляет группу парами, как и при обучении ударам по отскочившему мячу, только расстояние между партнерами несколько уменьшается.

Ученики, выполняющие удары с лёта, принимают исходное положение, а их партнеры легкими полусвечками набрасывают мяч сначала под удар слева, который, кстати, получается у начинающих лучше, а затем под удар справа. Усложняя это упражнение, можно накидывать мяч поочередно. Главное в упражнении — правильная хватка, движения предплечья и кисти и поворот плеч. Занимающийся между ударами должен переминаться с ноги на ногу, движения ног похожи на движения ног боксера.

Упражнение «встречный мяч» значительно ускоряет обучение, так как хорошо соответствует игровым положениям, с которыми занимающиеся сталкиваются на площадке.

Пока техника движений ударов по встречному мячу не будет достаточно прочной, нельзя переходить к упражнениям у тренировочной стенки. Упражнения у тренировочной стенки мы рассматриваем только как совершенствование ударов, разученных ранее в упражнениях «встречный мяч». Опыт показал, что, если допускать занимающихся к тренировочной стенке, не научив их правильному передвижению по площадке и первоначальным элементам техники ударов по мячу, упражнения у стенки сказываются отрицательно. Объяснение этому простое: от стенки мяч отражается очень быстро, такой ритм еще не доступен новичку в начальной стадии обучения, и он вынужден коверкать с таким трудом освоенные правильные движения. Часто тренер удивляется: хорошо как будто выполнял ученик все движения, а сейчас нет ничего похожего. Это результат раннего допуска к тренировочной стенке. Позднее мы опишем, как нужно начинать упражнения у тренировочной стенки.

При выполнении упражнения «встречный мяч» нужно подбрасывающего ставить у оградительного фона, а производящего удар — на площадке. Это экономит время, которое обычно уходит на собирание мячей. В некоторых случаях, когда удар по встречному мячу осваивается с трудом, целесообразно пользоваться подвесным мячом на так называемой «удочке».

Для ускорения обучения можно применить и специальное, разработанное автором книги приспособление «желобок» (рис. 22). Желобок, изготовленный из жести, крепится на спинке судейской вышки. Один из занимающихся с корзиной мячей забирается на судейскую вышку и в определенном ритме по указанию тренера скатывает по желобку мячи. Мяч, получив поступательное движение, выкатывается из желобка, летит навстречу новичку под изучаемый удар, падая в одно и то же место с доступной скоростью полета.


Рис. 22. Тренировочное приспособление «желобок»

Целесообразно в комплекте с желобком иметь обруч для художественной гимнастики, затянутый старой теннисной сеткой, как детский сачок. Обруч — хорошая мишень, приучающая к ударам с определенным направлением и облегчающая собирание мячей.

Мячи можно держать в канцелярских проволочных корзинах для бумаги. Они легки и удобны для мячей, в каждой корзине помещается 40—50 штук.

Вышку с желобком можно устанавливать в любом месте корта: у задней линии, у линии подачи и между кортами. Вышка с желобком может быть использована не только как средство начального становления ударов, но и для совершенствования движений. Так, например, изучение крученых и резаных ударов очень облегчается, если установить вышку с желобком вблизи задней линии. Выполняя крученые и резаные удары, занимающийся видит результат крутки или срезки по полету мяча через весь корт.