Воспитание «умения терпеть»

Чтобы воспитать «умение терпеть», теннисист должен все задания тренера выполнять не только до кажущегося предела своих возможностей, но и стараясь превзойти этот предел. Например, в начальном обучении при выполнении упражнения «удары ракеткой по мячу в землю» быстро устают кисть и  предплечье, и занимающиеся обычно сразу же прекращают выполнение. Задача тренера даже в таких простых на первый, взгляд упражнениях начального обучения — научить занимающихся «терпеть» и преодолевать усталость.

Очень часто во время бега или длительной игры кажется, что ты не можешь уже сделать ни одного движения. В этих условиях тренеру нужно воздействовать на спортсмена, чтобы он усилием воли заставил себя повторить упражнение хотя бы еще один раз. Так тренируется воля и спортсмен приучает себя к спортивной борьбе.

Существует много средств и методов, содействующих воспитанию у спортсменов способности преодолевать утомление.

Бывает, когда во время тренировки или соревнования у спортсмена появляется нежелание играть. Например, «не получается игра», слишком сильный противник, игре мешает ветер, жара, солнце или же встреча не имеет никакого значения для спортсмена. В результате у спортсмена наступает некоторая апатия, появляются элементы небрежности, а вслед за ними и раннее утомление. Тренер в таких случаях должен любыми средствами создать эмоциональный подъем в игре и заставить занимающегося преодолеть чувство утомления, например, за счет быстрого, бодрого хождения по площадке, более тщательной подготовки к розыгрышу очка, повышенного внимания, иногда увеличения темпа игры, может быть, даже изменения тактики.

Если занимающиеся сыграли три партии и сильно устали, то целесообразно иногда давать задание сыграть еще одну партию, причем в более быстром темпе. При этом тренер требует от занимающихся, чтобы они показали в этой партии умение бороться с усталостью и в то же время постарались сделать в игре возможно меньшее количество ошибок. Решив поставленную задачу, занимающиеся получат большое удовлетворение.

Игровую тренировку со счетом (когда позволяют условия) не нужно всегда ограничивать тремя партиями, иногда целесообразно сыграть четыре партии. Иначе в соревнованиях может сказаться недостаточная «игровая выносливость», а это повлияет и на психологическое состояние юных теннисистов.

«Умение терпеть» можно выработать и в процессе, обучения технике. Например, группа обучается какому-либо удару, и, хотя у большинства этот удар получается; некоторым освоение его никак не удается. В этом случае очень важно тренеру и занимающемуся «перетерпеть» период, когда удар не «поддается», и добиться путем длительной или дополнительной тренировки его освоения. Такое упорство не пропадет даром, оно в значительной степени поможет воспитанию волевых качеств.

«Умение терпеть» нужно воспитывать и во время соревнования, когда часто бывает трудно дышать, ноги наливаются свинцом, хочется все бросить и уйти с корта. Такое состояние особенно характерно, если ты проигрываешь игроку ниже себя по классификации.  Здесь нужно вспомнить, что не проигрыш главное, а воспитание воли. Если ты пересилишь трудность, выдержишь до конца, то хотя ты даже и проиграешь (но все время стараясь победить) — это для тебя тоже будет победой.

Во время соревнования может ошибиться судья, зрители могут бурно болеть против тебя, но и в этих условиях ты должен воспитывать «умение терпеть». Уже то, что ты сумеешь не показать виду и не проявишь внешне то, что ты переживаешь ошибку судьи или необъективное поведение зрителей, воспитывает в тебе волю.

Волю надо укреплять на основе регулярной физической подготовки. Юноши и девушки, хорошо физически подготовленные, значительно лучше проявляют себя в борьбе с возникающими трудностями.

Отлично способствуют воспитанию воли ежедневные утренние пробежки. Но главное — эти пробежки выполнять круглый год при любой погоде (мороз, снег, дождь и т. п.), не делая никаких исключений.

Зарекомендовало себя и другое упражнение, которое занимающиеся должны выполнять после игровой тренировки,— бег вокруг корта с перепрыгиванием теннисной сетки: для более старших ребят у столбиков, где сетка повыше, для более младших в середине, где она ниже.

Натянутый трос теннисной сетки — это не планка для прыжков в высоту, которая ничем не грозит занимающемуся при неудачном прыжке. Здесь налицо условия, которые заставляют занимающихся пересилить страх, боязнь, перетерпеть усталость, ведь прыгнуть нужно обязательно высоко, иначе упадешь.

Постепенно от тренировки к тренировке нужно увеличивать количество кругов и прыжков в этом упражнении. Так, например, дети 13—14 лет могут бежать 10—20 кругов, делая при этом около 20 прыжков, более старшие могут пробегать до 30 кругов и проделывать до 60 прыжков.

Упрямо преодолевать трудности, пересиливать все, что не сразу дается в учебе, в спорте и т. п.,— именно эти качества необходимо приобрести теннисисту.