Хороший остров Ольхон

В поисках сюжетов мы забрели в сетевязальный цех. Здесь, в зеленых и голубых нитях капрона, трудятся женщины. Разговаривая друг с другом, беспрерывно вертясь по сторонам, работницы артистически ловко и точно укрепляют на сетях грузила и поплавки.

Мы рисуем, стараясь не мешать работе. Потом идем в мастерскую, где варят бересту и превращают ее в поплавки. Здесь же во дворе строятся байды. Белые, сверкающие на солнце, они вовсе не похожи на своих черных, пропитанных смолой собратьев, что стоят у причалов рыбозавода.

Вокруг сетевязки горы старых сетей.
—       Куда вы их деваете? — спрашиваем у пожилого рабочего.
—       Раньше вроде отправляли на завод — капрон ведь можно переплавлять. Почему перестали, не могу сказать. Вот лежат и гниют.

Не знаем, как с хозяйственной стороны, а с практической — старые сети отлично служат жителям поселка: сетями опутаны заборы и изгороди. Так делают, чтобы уберечь свои участки от соседских кур. И кажется, весь Хужир покрыт тонкой паутиной. В этом его своеобразная прелесть, делающая его непохожим на другие поселки.

В этом месте берег Ольхона очень высок. Он круто изгибается, весь изрезанный козьими тропками. Идешь по такой тропке, и кажется, можно ухватиться за вершину сосны, торчащей снизу. Все круче и круче, а потом отвесной зазубренной стеной уходит остров в темные прозрачные воды.

Сверху Шаманская скала кажется подтаявшим куском сахара. Все скалы бурые, зеленоватые, черные. А эта почему-то белая. Рядом другой камень — с четким и выразительным профилем горбоносого старца. На макушке у него растет кривая сосна, а борода мокнет в Байкале. Мы долго не можем смириться с тем, что не этот камень называется шаманским.
— Ведь вот же колдун — и глаз есть, и ухо. Тут какая-то ошибка!

Эхо ударяется в каменного старца и уходит вниз к воде. Старец молчит. В его каменном мозгу медленно ворочаются воспоминания. Из поколения в поколение приплывали сюда буряты на черных длинных лодках с задранными носами. Ими предводительствовал шаман. Он дико вскрикивал, закатывал глаза и бил в бубен колотушкой. Буряты приносили в жертву баранов. Они старались задобрить злого духа, обитавшего в здешних скалах, чтобы тот не мешал промыслу, чтобы не вспугивал нерпу и не уводил омуля к дальним берегам.

К сахарной глыбе шаманской скалы ведет галечный перешеек. От самой воды нужно подыматься по белым обломкам почти до вершины. Оттуда по стороне, обращенной к морю, ведет спуск в пещеру. Луч фонарика высвечивает нависшие стопудовые куски породы. Их чудом удерживают неровности стен и тонкие поленья — подпоры. Нужно собраться с духом, чтобы пролезть под ними на четвереньках в глубь пещеры. А там можно выпрямиться во весь рост. Оттуда виден второй выход, косо уходящий вверх. Именно там надо искать старинные монеты и выцветшие ситцевые лоскутки.

Впрочем, это не единственная пещера на Ольхоне. Там их много, в таежной части острова. И жили в тех пещерах люди, когда еще не было ни старинных монет, ни шаманов.

Об этом рассказывает нам школьник Сережа Болдонов, староста школьного археологического кружка. Мы шагаем в музей по центральной улице Хужира — широкой, как взлетная полоса,— и два десятка собак сопровождают нас. Поселок вообще битком набит собаками. Всех мастей и размеров. Но преобладают огромные, со зверским видом. Правда, чем больше пес, тем он добродушнее. Такой ведет себя степенно и не тявкает по мелочам. Вот если только какой-нибудь рыбак, слегка «поддавши», выедет покататься на мотороллере, тогда держись. Со страшным рычанием и воем свирепая хищная стая бросается вслед за ним, рыбак отбивается ногами, выделывает восьмерки циркового велофигуриста, и кажется, если упадет — будет съеден вместе с мотороллером. Но вот он останавливается, потонув в туче пыли, и псы разочарованно расходятся: игра окончена.

Археологический музей помещается в большом рубленом доме рядом с хлебным магазином. Там большая коллекция: каменные топоры и крючья для рыбалки, наконечники для стрел, тоже каменные. Руководит походами учитель Николай Михайлович. Сейчас он на пенсии, но со школой расстаться не может. Вот и затеял занятия археологией. Ребята берут с собой одеяла, консервы, хлеб и уходят на несколько дней изучать свой родной остров.

Страницы: 1 2 3 4 5