На плоту по Адыче и Яне

В базовый лагерь спустились за 2 часа, пробыв среди адычанских «столбов» не более 6 часов. За это время удалось осмотреть только северо-восточную группу останцев, составляющую примерно десятую часть имеющихся здесь кигиляхов. Очевидно, никто не видел их вблизи и тем более никто еще не поднимался на их вершины.

Через 66 км «Юкагир», впервые подняв парус, вошел в Яну. Рассматривая место слияния Адычи и Яны, трудно сказать, кто куда впадает. Известный гидролог П. К. Хмызников в книге «Материалы по лоции р. Яны» писал, что Адыча при слиянии с Яной передает последней свой горный характер и что следовало бы Яну считать притоком Адычи, а не наоборот.

Яна — судоходная река. Фарватер обозначен береговыми знаками, а у всех капитанов катеров и самоходных барж, курсирующих между Нижнеянском и Батагаем, имеется лоция Яны. Янский район богат полезными ископаемыми. Среди прочих главное место занимают олово и золото. Поэтому основу экономической жизни района составляет горнорудная промышленность, сосредоточенная в приисках Эге-Хая, Депутатский, Батагай.

Скорость течения Яны ниже устья Адычи в среднем около 5 км/час. Из-за множества мелких и быстрых перекатов Яна считается одной из самых трудных для судоходства рек Восточной Сибири. В межень движение судов выше Куйги прекращается, так как самые мелкие перекаты не пропускают суда с осадкой более 0,5 м. Осадка «Юкагира» не превышала 0,25 м.

Самый сложный для плотовождения — участок между Янеком и метеостанцией Джанки. Он напоминает «Сто Адыч» с той лишь разницей, что протоки Яны более полноводны. Приходится очень интенсивно работать гребями, чтобы миновать мелкие галечные косы и не попасть в протоки с постепенно уменьшающейся скоростью течения. У плота на Яне появилось три главных врага: встречный ветер, буксиры и ширина реки.

Летом наиболее сильные ветры, достигающие 10 м/сек, имеют северную ориентацию. А так как основное направление течения Яны — север, то сильный встречный ветер стремится сместить плот с основной струи. Снос за счет Парусности плота преобладает над поступательным движением, скорость которого вне основной струи не превышает 3 км/час. В результате ветер прижимает плот к берегу. Для уменьшения сноса мы опускали носовые и кормовые гуары.

Ширина Яны после устья Адычи на отдельных участках достигает 400 м, и, чтобы пристать к берегу, требуется напряженная работа гребями четырех человек, за исключением случаев, когда струя проходит у самого берега. Фактически греби работают как весла. Приставать к берегу для осмотра интересных объектов и проведения съемок приходилось часто, что привело к повышенному износу греби и паза подгребицы. К концу пятнадцатого дня путешествия пришлось заменить обе греби из-за появления большого зазора в пазу между гребью и подгребицей, а также из-за скручивания древесины греби при высыхании. Скручивание смещает плоскость лопасти греби относительно вертикальной плоскости тела греби на угол до 30°. Отрадно, что по берегам Яны, вплоть до переката «Пороги», или «Янские пороги», встречаются участки высокой прямоствольной лиственницы, вполне пригодной для изготовления гребей.

От устья Джанки до пристани Кулар на протяжении 180 км Яна течет единым руслом среди красивых скалистых берегов, образованных отрогами Куларского хребта. В русле, вблизи берегов, часто встречаются надводные камни, хорошо заметные издали. Указанные на всех картах «Янские пороги» на лоции Яны обозначены как перекат «Пороги», что больше соответствует истине. Перекат состоит из каменной гряды протяженностью около 150 м, занимающей участок от правого берега Яны до половины реки. Часть камней в малую воду возвышается над поверхностью воды, в среднюю воду видны лишь белые буруны. Между галечной косой левого берега и ближайшими валунами имеется проход 50—70 м, абсолютно безопасный для плотов и байдарок. Шум воды на перекате слышен издалека, но сам он открывается только за крутым изгибом реки. При подходе к перекату лучше всего двигаться у левого берега. Зрелищно перекат маловыразителен, а в большую воду его можно и не заметить.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7