...И на воде — не в обиде!

Н. А. Сазонов, инженер, мастер спорта СССР
Николай Алексеевич Сазонов занимается водным туризмом более 20 лет, он председатель бюро водной секции при Центральном совете по туризму.

— Николай Алексеевич, вы, как водный турист со стажем, естественно, предпочитаете путешествовать на байдарке. А как относитесь вы к походу на лодках или плотах?

— Что касается лодок, то это самый распространенный и самый простой способ путешествия по равнинным рекам и озерам. Лично я считаю, что грести должен уметь каждый человек, и уже хотя бы с целью научиться этому следует отправиться в шлюпочный поход. Ну, а для тех, кто с детства знаком с лодкой, посидеть на веслах недельку-другую тоже полезно. Гребля отлично развивает мускулатуру, помогает тренировать дыхание, дисциплинирует движения.

И не случайно большинство водных маршрутов для начинающих туристов именно лодочные. Перечень их занял бы слишком много времени. Назову лишь некоторые из них, организованные Центральным советом по туризму и местными советами: 125-й — по Московскому морю, 5-й — по озеру Селигер, 233-й и 312-й — по Мещерскому краю, 397-й — по реке Клязьме, 354-й — по озерам Карелии, 58-й — по реке Чусовой, 433-й и 434-й — по озерам Белоруссии, волжские маршруты — 279-й, 277-й и 286-й, 208-й — по реке Воронеж и 281-й — по реке Луге.

Что же до путешествия на плоту, то этот вид водного туризма весьма своеобразен и непрост. Во-первых, уже построить надежный плот — большое искусство. Во-вторых, управлять им. Ведь, как правило, путешествуют на плотах по быстрым горным и таежным рекам. Но, если вам все же не дают покоя лавры Тура Хейердала, можно без особого риска для себя попробовать свои способности плотогона в одном из маршрутов, которые организуются советами по туризму и турбазами профсоюзов. Так, например, спуск на плотах под руководством опытного инструктора по реке Мане входит в программу маршрута № 71—по Красноярскому краю.

И все же мне, как вы сказали, туристу со стажем, более по душе байдарка.

Если водный туризм вообще имеет преимущество в скорости перед пешим или горным, то байдарка в этом смысле — вершина водного туризма. Она стремительна и послушна в управлении, легко преодолевает пороги и отмели, и на больших водных пространствах при крупной волне на ней чувствуешь себя уверенно. Но и это не все. Путешествуя на лодке, человек волей-неволей оказывается привязанным к одной водной системе. Не потащишь же лодку волоком через Уральский хребет или Саяны! А вот байдарка дает такую возможность. Она легка да и к тому же разборная. Сложил в чехол, повесил за спину — и шагай себе из Европы в Азию. Так было со мной на Северном Урале. Поднялись мы по Печоре и Усе до водораздела, а дальше — пешком до Щучьей. Правда, на третий день пути наши суденышки показались нам не такой уж легкой ношей, но зато с каким наслаждением мы, вновь усевшись в них и пройдя запороженные участки Щучьей, пустились в стремительный слалом.

Кстати сказать, многих водных туристов привлекает в байдарочных походах не столько возможность расширить географию путешествия, сколько чисто спортивная сторона.— возможность «покрутить» тот же слалом, преодолеть как можно больше порогов. И маршруты они составляют прежде всего в расчете на большое количество естественных препятствий.

Но лично для меня главное не это. В какой-то мере мои симпатии ближе к интересам «тихоходов»-лодочников. Отправляясь в путешествие, я стараюсь спланировать его так, чтобы и поохотиться можно было, и рыбу половить, и по грибы сходить. Жертвовать этими своими привязанностями во имя похода, как такового, я не люблю! Скорее предпочту отказаться от маршрута, который кажется мне неудачным, и выбрать другой.

Немаловажен для меня и состав партнеров для будущего путешествия, как, наверное, и для любого самодеятельного туриста. В группе должны быть люди, близкие не только по духу, но и по физической подготовке. А кроме общности интересов, нельзя забывать и о так называемой «психологической совместимости». В трудном и долгом походе люди испытывают и радости, и огорчения от общения друг с другом. Я за то, чтобы радостей было больше. Чтобы коллектив был спаянным. Ведь последнее так необходимо именно для водного туризма.

Река только сверху кажется гладкой, но сколько каверз таится под ее гладью. Тут и валуны, и мели, и коряги, и топляк. И бывают случаи, когда все решают секунды, умение понимать друг друга с полуслова. Промешкаешь минуту, а застрянешь на несколько дней. И уже сведено на нет главное преимущество байдарки — ее скорость.

— Кстати, уж если вы снова заговорили о скорости, интересно знать ваше отношение и путешествиям по рекам с моторчиком.

— Думаю, что байдарка и мотор — две вещи несовместимые. Прежде всего, при переходе водоразделов мотор — это лишний, а стало быть, не слишком приятный груз. Прибавьте еще горючее! К тому же на маршрутах байдарочных походов мотор практически почти негде использовать.

На порогах можно сломать винт, а на спусках скорость и без того велика.  Что касается тихих равнинных рек, тут я однажды использовал мотор. Но только однажды и очень ненадолго. Потарахтел он с полчаса у меня за спиной, а потом, на счастье, заглох. Говорю «на счастье», потому что тогда-то я и почувствовал снова всю прелесть путешествия по воде: тишина, да и воздух после бензинового чада вдвойне чище показался.

— Николай Алексеевич, ваш совет байдарочникам, какие маршруты им избирать?

— Вообще-то водные туристы маршрутами не обижены. Я уже называл некоторые лодочные. Ну, а что касается байдарочников, то здесь выбор еще шире. Новичкам лучше всего начинать с освоения рек родного края, средней полосы России, Прибалтики. Здесь неплохо попробовать свои силы на Сухоне, Оке, Пре, Ветлуге, Десне, Гауе. Хороши для той же цели и верховья Днепра, и Дон, и Днестр. Следующий этап — более сложные маршруты. Это реки Южного и Среднего Урала (Белая, Юрюзань, Уфа, Инзер), некоторые реки центра России (Мета, Великая), многие реки Архангельской области и Карельского перешейка (например, Онега и Вуокса). Более опытным туристам можно порекомендовать реки Карелии (Поньгому, Кередь, Кемь), Кольского полуострова (такие, как Варзуга, Стрельна, Умба, Поной) и Приполярного Урала (Вишера, Илычь, Шугор, Вайкор). И наконец, «асам» байдарки наиболее трудными покажутся реки Саян, Алтая, Забайкалья, Таймыра.

Я, конечно, не назвал и десятой доли возможных маршрутов. Повторяю, их выбор слишком велик. Взгляните на карту страны — она вся в синих прожилках рек.