Техника прохождения реки

Для начального обучения на быстрой воде выбирается река с небольшими перекатами, удобными плесами и противотоками. На такой реке обычно имеются плотины и водосбросы.

Первый прием — движение по главной струе. На поворотах, где она бьет во внешний берег, проходят по внутреннему ее краю, т. е. «срезают» поворот. Особое внимание обращается на то, чтобы противоток не развернул нос лодки.

Иногда для прохождения крутых поворотов реки используется плес или противоток (так называемая вспомогательная петля). Прием заключается в следующем: в начале поворота входят в плес и позволяют струе развернуть лодку против течения. Лодка совершает полный оборот и в конце поворота опять входит в струю (рис. 6). Необходимое условие приема — наклон внутрь разворота тем больше, чем больше разница в скорости течения струи и плеса. Байдарочники выполняют наклон опорой на весло или завесом в плесе. После определенной тренировки весь «трюк» можно проводить без опоры, при помощи одного лишь наклона туловища и лодки.

При обучении возможен переворот по следующим причинам: малый наклон; завес произведен не в плесе, а еще в струе, и весло прижато струей к борту; из-за малой скорости лодка «застряла» на границе струи и противотока, где встречаются водовороты и другие непонятности.


Рис. 6. Вспомогательная петля:
белея стрелка — направление течения: пунктир — самый трудный путь; сплошная линия — более выгодный путь (вспомогательная петля); крестики — плес или противоток


Рис. 7. Траверз:
белая стрелка — направление течения, черная — движение лодки; крестики—препятствия

Технике входа в струю и выхода из нее надо уделять внимание, так как аналогичные приемы используются и в других ситуациях (при старте против течения, прохождении водосброса телемарком и т. д.).

Следующий навык — прохождение перекатов. Под «перекатом» понимается каменистый перекат и частично принятое у нас понятие «порог». Волны на перекатах делятся на правильные и неправильные (правильные — пологие, длинные; неправильные — крутые, с гребнями, наклоненными против течения). В вершине треугольника слива бывают наибольшие волны.

Первый способ — прохождение серединой треугольника поперек волны — гарантирует наибольшую устойчивость на курсе. Но при этом нос разрезает волны, и они заливают деку тем больше, чем больше скорость лодки по отношению к скорости течения. «Разрезание» волны можно ослабить, сплавляясь со скоростью течения или тормозя обратными гребками. Однако лодкой, сплавляемой со скоростью течения, управлять гораздо труднее, чем лодкой, имеющей большую скорость.

Длинные, пологие волны можно проходить наискось или боком, т. е. впрыгивать на них. Тогда в лодку почти не попадает вода. При этом днище наклоняют против волны. Следующий прием — прохождение волн вперед кормой. Лодкой при этом управляют завесом на весло сзади, готовясь к моменту, когда она достигнет волны.

Освоив преодоление небольших правильных перекатов, переходят к плаванию по тяжелым волнам. Тяжелые волны преодолевают по возможности поперек. На тяжелых перекатах встречаются неправильные волны с белыми вспененными гребнями (так называемые заворот ы). Если такая волна образуется непрерывно почти по всей ширине русла, ее называют валом. Заворот и вал — самые тяжелые и опасные места на реке, так как на них судно тормозит и заливает. Если не удается их обогнуть, надо стараться пройти их поперек на максимальной скорости. При достижении заворота или вала боком днище лодки не подставляют волне, а, наоборот, ложатся на нее телом и лодкой для преодоления опрокидывающего действия вала. Но белая, вспененная вода содержит много воздушных пузырей и служит плохой опорой. Такие места на реке лучше предварительно осмотреть и при малейших сомнениях обойти.

Следующий прием — движение назад и траверз. Замедленный сплав, кроме описанного выше случая, используется также на мелких участках с быстриной, что позволяет легче обходить препятствия и смягчать удары о дно.

Траверз — движение боком от одного берега реки к другому при обратной гребле. Лодка ставится под острым углом к течению. Важно, чтобы этот угол не был слишком большим, иначе течение развернет судно (рис. 7). Байдарочники сопровождают траверз наклоном вперед для облегчения кормы, что позволяет легче поддерживать правильный угол. Траверзу отводится большое место: он позволяет решать многие задачи.

Переход реки против течения аналогичен траверзу, с той разницей, что лодка направлена носом против течения. Применяется при переправе через реку с быстрым течением или под водосбросом. Вход из плеса в струю производится под острым углом к струе и сопровождается наклоном по течению. У противоположного берега при входе в плес наклон меняется на обратный. При переправе через струю с волнами входят в нее так, чтобы корма «села» на волну и лодка соскальзывала по волне против течения.

Старт и причаливание на быстром течении

Старт производится по возможности против течения. Если стартовать против течения нельзя, нужно энергично оттолкнуть нос лодки от берега, чтобы струя не прижала ее обратно. Причаливают тоже по возможности против течения; при необходимости причалить по течению используют технику траверза.