Урал за Полярным кругом

Оленьи упряжки — единственный способ передвижения в здешних краях. Узкие, легкие и длинные нарты с седоком не скребут, а летят над острыми камнями, так что диву даешься, как могут так быстро по хаосу камней бежать олени и что еще живы нарты. Но вся компановка их продиктована именно этим каменным бездорожьем. Меня, инженера, поразила стройная конструкция нарт, собранных полностью из дерева и доведенных поколениями до изящного совершенства. Жесткость и устойчивость им обеспечивают широко расставленные полозья, соединенные с верхней конструкцией брусками, направленными наискосок вперед, навстречу ожидаемому лобовому удару о камень.

Все известные из отчетов и понаслышке маршруты по Полярному Уралу базируются в основном на двух пунктах: Хальмер-Ю на западе и железнодорожной линии на Лабытнанги на юге, причем большинство групп выбирают именно станцию «106-й км» на этой дороге. Маршруты захватывают верховья и истоки Кары, район Щучьих озер, район озер в верховьях Бол. Хадаты, на которых, кстати, расположена база Института географии АН СССР, т. е. районы Полярного Урала с наибольшими высотами и ледниками. Нет сведений о походах северо-восточнее озера Бол. Щучье, на восток по Щучьей, вообще о районе восточнее условной линии озера Бол. Щучье — река Пайпудына.

Рассматривая Полярный Урал в целом, вернее часть его севернее железнодорожной линии на Лабытнанги, можно наметить новые пути:
1.       Область севернее реки Щучья от озера Бол. Щучье до выхода ее в плоскую равнину тундры на востоке. Подход к ней из-за большого расстояния и тяжелого пути, видимо, рационально делать с юга, от станции «106-й км», с возвращением или на ту же станцию, или в Хальмер-Ю мимо озера Бол. Щучье по истокам Кары, или на Лабытнанги через реки Лонготьеган и Харбей.

2.       Область севернее озера Бол. Щучье — район «академических» полярных тундр, ледяных озер, снежных перевалов, район августовских буранов и лишайниковых скал. Самая северная точка области, обрывающейся к приморской тундре,— последняя возвышенность Урала, Константинов Камень. К этому району проще добираться из Хальмер-Ю по верховьям Кары с возвращением или на Воркутинскую линию, форсировав Кару в среднем течении, или с выходом на южную ветку.

3.       Область северо-восточнее реки Пайпудыны, т. е. район истоков Харбея, Лонготьегана. Можно ожидать, что этот район, являясь значительно более доступным с точки зрения подходов, чем предыдущие, окажется очень красивым и более проходимым, учитывая и то, что здесь уже можно надеяться на таежные костры.

4.       Области, расположенные западнее условной линии река Пайпудына — Щучьи озера, неоднократно посещались туристами, что, конечно, никак не снижает интереса к ним, тем более, что здесь располагается наиболее мощное современное оледенение Урала, а флора и фауна неизмеримо разнообразнее, чем в северных районах.

К сожалению, трудно представить себе водный вариант маршрута по этим районам, так как реки в пределах горной зоны или слишком малы, или текут, как Щучья, зачастую несколькими рукавами, безнадежно забитыми камнями. Связь с водой поэтому можно осуществить лишь при подходе к горам и на выходе из них, оставляя свои суда у реки при обследовании горных массивов, О плотах из-за отсутствия леса говорить не приходится.

Тревожный и суровый даже в летнюю пору Полярный Урал, где в июле часто выпадает снег и температура падает ниже 0° С, полное отсутствие леса на его большей части, туман, сильно развитая сеть рек со значительным колебанием уровня воды в зависимости от погоды, красота серых хребтов, рек, долин, хаос арктической тундры, мягкие северные краски предгорных тундр ждут людей с сердцами путешественников и исследователей.

Страницы: 1 2 3