Психологическая подготовка

Психологическая подготовка спортсмена наряду с физической и технической во многом определяет успех его выступления на соревнованиях.

В связи с этим важно знать особенности спорта по сравнению с другими видами деятельности, основных психологических процессов и качеств личности, которые играют решающую роль в различных видах спорта. Отсюда вытекает и большое значение науки, изучающей психологию спорта.

Доктор медицинских наук профессор психологии Владимир Александрович Пономаренко отмечает, что волейбол, как и другие виды спорта, ценнейшее средство для развития жизненно важных для человека качеств и навыков.

По данным науки, игра в волейбол представляет собой динамическую и достаточно интенсивную работу. Отдельные матчи длятся более двух часов. Организм спортсмена получает очень высокую нагрузку, при которой пульс достигает 200 и более ударов в минуту. Таким образом, волейбол предъявляет значительные требования к организму спортсмена, его нервной системе и морально-волевым качествам. У волейболистов активизируется восприятие, внимание, память, мышление, воображение, обостряются эмоции.

Встречаясь с летчиками и наблюдая их во время игры, говорит Пономаренко, я таким образом имел возможность изучать их отношение друг к другу, эмоциональную напряженность, мышление, координацию движений, волевые качества и проч. Затем свои наблюдения соотносил с экспериментальными обследованиями по этим же свойствам психики и личности.

Когда же пришлось изучать действия человека в сложных ситуациях на земле и в воздухе, и особенно разрабатывать способы преодоления различного рода стрессоров (чрезмерных эмоциональных раздражителей), мне вновь пришли на помощь результаты исследований психических качеств человека во время игры в волейбол. Оперативное мышление человека, эмоциональная устойчивость, способность к прогнозированию предстоящей ситуации в конечном счете оказались основным буфером против страха, паники и просто ненадежности действий.

Теперь для меня стало ясной когда-то казавшаяся странной мысль о том, что волейбол формирует не только координацию движений, но и психическую устойчивость к сильноэмоциональным ситуациям.

Мы уже говорили, что многие волейболисты, как правило, добиваются физического и духовного совершенства, однако далеко не все, достигнув высот мастерства, обладают психической устойчивостью к разного рода трудностям. Отсюда срывы на соревнованиях. В связи с этим особое значение приобретает психологическая подготовка и отдельных игроков и всей команды.

Вместе с тем не следует рассматривать психологическую подготовку только как закаливание воли. Ведь воля — это способность к выбору средств деятельности для достижения поставленной цели и к внутренним усилиям для ее осуществления. Главное здесь заключается в осознании важности цели действия и формировании психологической установки для ее осуществления. Для волевого человека характерно не «я хочу», а «я должен». Таким образом, осуществляя волевые действия, человек всегда преодолевает себя.

Однако принять решение — это еще не все. Нужно осуществить его. Но на пути к реализации решения может возникнуть какая-либо помеха (например, волнение перед встречей с сильным соперником), которую необходимо преодолеть, т. е. применить усилия, или, как мы говорим, проявить силу воли.

Психологическую подготовку следует рассматривать не только как формирование воли спортсмена, но и как формирование такого образа мышления, которое позволяет волейболисту переиграть соперника в широком смысле этого слова. В любой игре суть психологического превосходства состоит в навязывании сопернику своей игры, т. е. своей тактики, своей воли. Заставить соперника подстраиваться под тебя, разгадывать твою тактику, принять твою игру — все это и составляет психологическое преимущество команды. Но это, так сказать, конечный эффект, а начинается все с формирования мотивов, установок, ориентаций на преданность коллективу, на любовь к игре, на стремление к победе.

Итак, конечной целью развития воли спортсмена является не только воспитание спортивного характера, но и формирование коллективных устремлений к решению поставленных задач. Главная из них — командная победа.