Умей владеть собой

Нередко бывает, что на тренировках и второстепенных соревнованиях волейболист непринужденно и уверенно выполняет любые игровые приемы, но стоит ему оказаться участником соревнований, выступать против титулованных соперников, как его умение, мастерство исчезают. О таком говорят: «Не боец!»

На Востоке есть такая притча:
«— Куда ты идешь?— спросил странник, повстречавшись с Чумой.
—       Я иду в Багдад. Мне нужно уморить пять тысяч человек.

Несколько дней спустя тот же странник вновь встретил Чуму.
—       Ты сказала, что идешь в Багдад, чтобы уморить пять тысяч человек, а вместо того ты убила пятьдесят тысяч,— упрекнул он Чуму.
—       Нет,— возразила Чума, — я погубила, как и обещала, только пять тысяч, остальные умерли от страха».

Боязнь сильного соперника вызывает неуверенность в себе, в свои возможности, а, в свою очередь, это ведет к закрепощению мышц, к ограничению деятельности, а порой и к полной бездеятельности. Почему такое происходит? Обычно из-за недостаточной физической и технической подготовленности.

А вот другой пример. Известный австралийский бегун-стайер Рон Кларк неоднократно вносил поправки в таблицу рекордов мира в беге на 5 и 10 тысяч метров. Его не упрекнешь ни в слабой физической подготовке, ни в технике бега. Однако Кларк не стал олимпийским чемпионом. Он не мог управлять своей волей в столь ответственных соревнованиях и терпел поражения. Значит, для достижения высоких спортивных результатов мало физической и технико-тактической подготовленности. Она должна сочетаться с высокой психологической подготовкой, или, как мы говорим, с высокими морально-волевыми качествами. Именно такими качествами обладал советский бегун Владимир Куц, который не только отличался высокой техникой бега и умением правильно распределить силы на дистанции, но и имел бойцовский характер.

Считают, что в волейбольном матче из пяти партий фактор физической подготовки скажется обязательно — от команды, где он выше, можно ожидать преимущества над соперником. И все же это не всегда так. На соревнованиях даже высокого ранга иногда бывает такое: в первой партии команды борются на равных, а во второй, когда об утомлении еще не может быть речи, одна из команд проигрывает с разгромным счетом — 2:15, 0:15. Такое явление можно объяснить только слабой психологической подготовкой игроков, что и не позволяет им в течение всей второй партии изменить ход единоборства. В современном спорте, и в частности в волейболе, соревнования становятся борьбой нервов. И побеждает тот, у кого они крепче.

Москва, 1962 год. Чемпионат мира по волейболу. Основными претендентками на золотые медали у женщин являлись волейболистки СССР и Японии. Обе команды по силам были примерно равны. Но японки привезли на чемпионат «сюрприз» — планирующую подачу. Эта новинка оказалась для наших волейболисток неожиданностью: к приему такой подачи они не были готовы. Девушки начали нервничать и проиграли.

Моральный груз того чемпионата мира давил на наших волейболисток долгое время. К XVII Олимпийским играм 1964 г. советские волейболистки освоились с коварной японской подачей, и все же и здесь сборная СССР довольствовалась только серебряными медалями, снова уступив золото японкам.

Чтобы преодолеть психологический барьер на очередной Олимпиаде, нужно было встретиться с японками накануне Игр. И сборная Японии была приглашена на товарищеские встречи в Москву. По признанию тренера японской команды X. Даймацу, в это время советские волейболистки не только не уступали его воспитанницам, но превосходили их по ряду компонентов. Значит, они могли выиграть у японок и переложить на них тот самый моральный груз, который стал бы определяющим на олимпийском турнире. И Даймацу привез в Москву... второй состав.

Вот какое значение придается психологической подготовке спортсменов. Именно первые олимпийские игры убедили тренеров и игроков, что волейбол стоит не на трех китах — физической, тактической и теоретической подготовках, а на четырех. «Четвертый кит» — это морально-волевая подготовка. Ему-то и уделил главное внимание тренер сборной СССР Г. Ахвледиани, готовя волейболисток к XIX Олимпийским играм. В итоге сборная СССР завоевала золотые медали и повторила этот успех на Играх XX Олимпиады...

Почему же игроки, а порой даже целые команды подчас не в состоянии справиться с волнением и проигрывают более слабым? Объясняется это тем, что разные игроки по-разному реагируют на возникающие трудности. У одних трудности вызывают прилив сил и энергии, побуждают предельно мобилизоваться.

У начинающих спортсменов сила раздражителей, действующих на их центральную нервную систему в соревновательных условиях, очень велика. Еще задолго до соревнований юный волейболист начинает, как правило, волноваться, мысленно представлять ход предстоящей игры, моральный груз ответственности перед своим классом, школой, командой подавляет его. Все это приводит к резкому повышению возбудимости коры головного мозга и изменению условнорефлекторной деятельности, что является физиологической основой появления сомнений, неуверенности в своих силах, скованности и лишней напряженности в движениях. Юный спортсмен, стремясь показать наилучший результат, подчас спешит с выполнением игровых приемов (старается быстрее подать и теряет подачу, перебивает мяч через сетку, не разыграв его) и совершает несвойственные ему ошибки, чем облегчает игру сопернику.

У спортсмена-новичка первое соревнование почти всегда вызывает тяжкие душевные переживания. Это естественное состояние. Лишь немногие способны спокойно отнестись к своему спортивному дебюту. Уже задолго до выступления воображение рисует яркие образы, связанные с предстоящим торжеством, с ответственной ролью участника соревнований.

Итак, первое выступление на соревнованиях переживают спортсмены по-разному. Однако общее для всех состояние — волнение. Волнуется опытный артист перед каждым очередным выходом на сцену. Испытывает предстартовое волнение и спортсмен. Однако этого пугаться не следует. Нужно научиться бороться с этим чувством.

«Перед первым соревнованием меня охватила болезненная робость», — вспоминает один спортсмен. «А я не спал всю ночь», — жалуется другой. Третий, как только вышел на площадку, почувствовал скованность в руках и ногах.

Давайте, ребята, прислушаемся к советам специалистов Р. Деметера и В. Ханина, рекомендующих эффективные средства для снижения эмоционального возбуждения. Они предлагают простые и легкие как для взрослых, так и для юных спортсменов упражнения. Каждый самостоятельно подбирает себе то или иное.

1. Упражнения с легкими статическими усилиями. Такие упражнения применяют для ускорения засыпания или при раннем пробуждении, а также в заключительной части тренировок или после соревнований. Заключаются они в поочередном удержании на весу (минуты по две-три) слегка приподнятых конечностей.

При выполнении упражнения нужно направить свою мысль на ожидание утомления в мышцах. При этом, закрыв глаза, следует мысленно повторять примерно так: «Моя рука нисколько не утомлена. Но вот я начинаю чувствовать усталость. Подержу руку на весу еще немного. Кажется, пора. Можно опустить руку и облегченно вздохнуть».

Полежав несколько секунд без движений, выполните то же упражнение другой рукой.

Если мысли возвращаются к чему-либо связанному с соревнованиями, снова повторите эти упражнения.

Для тех, кто привык засыпать на боку, рекомендуется одну и ту же РУКУ удерживать по 2—3 минуты дважды. При сильном эмоциональном возбуждении следует увеличить нагрузку напряжением мышц ног. Для этого достаточно минуты на две немного приподнять голень или согнуть стопу.

Когда приходится участвовать в многодневных соревнованиях и после первого дня спортсмен чувствует усталость, рекомендуется пользоваться следующим приемом, который не вызывает ощутимого утомления: мысленно называя каждый палец, поочередно удерживать их на весу от 1 до 5 секунд. Например: «Большой палец поднять и удержать одну секунду. Опустить... Указательный палец поднять и удержать две секунды. Опустить...» и т. д. Рука может лежать ладонью вниз, допустим, на кровати.

Днем, когда необходимо отвлечься от волнующих мыслей, пальцы нужно не поднимать, а незаметно для окружающих поочередно сгибать. Можно воспользоваться также следующим статическим упражнением: крепко сжать кулак и переключить внимание на ожидание утомления в пальцах. Через 1 — 2 минуты расслабить кисть.

Надо заметить, что местное утомление наступает примерно через минуту. Применять упражнения можно в любой последовательности, переходить от упражнения к упражнению не спеша.

2. Прерывистое дыхание. Внимание сосредоточивают на расстановке пауз во время дыхания по следующей схеме: первый вариант — вдох, задержка дыхания (пауза) и выдох; второй вариант — вдох, пауза, выдох, пауза. Начинать можно с любого варианта, но необходимо удерживать внимание на определенной схеме.

Глубину дыхания увеличивать не надо. Продолжительность паузы 1—5 секунд. Прерывистое дыхание применяется для улучшения сна или успокоения перед игрой и в других волнующих ситуациях.

При прерывистом дыхании заметно замедляется частота сердечных сокращений (на 15 ударов в минуту), на 10—15 мм ртутного столба снижается давление крови. Прерывистое дыхание безвредно. В перерывах между партиями или в заключительной части тренировочного урока это упражнение выполняют с закрытыми глазами. Прерывистое дыхание удобно выполнять во время ходьбы или сидя на скамейке запасных игроков.

3. Звуковое восприятие пульса. Для улучшения сна внимание переключают на ощущение пульсирующей поверхностной височной артерии, для чего ее нужно нащупать и слегка придавить двумя пальцами возле уха (у козелка), затем этими же пальцами прикрыть ухо.

Такой ритмично появляющийся звук воздействует как слабый монотонный раздражитель. В дальнейшем звук пульсирующей височной артерии можно ощущать без помощи руки. Для этого достаточно положить голову ухом на подушку.

Надо заметить, что звуковые восприятия пульса у некоторых людей вызывают неприятные ощущения. Тогда можно воспользоваться другими способами: прикрыть ладонью ухо; слегка прижимая его, прислушаться к тишине, затем, ослабив давление ладони, прислушаться к шуму. Выполнять упражнения следует ритмично, в интервалах 1—5 секунд.

Предлагаемые упражнения положительно воздействуют на нервную систему, которая играет ведущую роль в жизнедеятельности организма.

Мы говорили о том, как снять возбуждение, важна и самонастройка на предстоящую игру. Она поможет лучше выступить на соревнованиях.

Известно, что спортсмены в различных видах спорта по-разному настраиваются на борьбу. Например, футболисты, баскетболисты и другие спортигровики накануне игры осмысливают свои предстоящие действия, расставляя на макете фигурки игроков, вырабатывают тактику взаимодействий. Стайер вычерчивает перед забегом раскладку промежуточного времени. Он как бы мысленно пробегает дистанцию, запоминая ритм.

Происходит, если так можно выразиться, психологическая настройка на соревнование. Она обусловлена двумя факторами: 1. Наличие устойчивой психики. 2. Создание уверенности в своих действиях.

Формирование устойчивой психики происходит на всех этапах подготовки спортсмена. Иначе это можно назвать выработкой уверенности. Уверенности в своих действиях. Если волейболисты планируют применить в игре какую-либо тактическую комбинацию, то они должны добиться на тренировке такой согласованности, чтобы ни у кого из них не возникало сомнения в положительном ее исходе. Одними благими пожеланиями этого не добьешься. Нужно прежде в совершенстве овладеть техникой и тактикой на тренировке, а потом уж разученное применять на соревнованиях.

Эффективным средством психологической подготовки является и самовнушение. Его суть — в сознательном побуждении себя к выполнению трудных действий, порой даже нежелательных, в сложных ситуациях. Чтобы внушить себе уверенность и побудить себя к деятельности, психолог Е. Козлов рекомендует спортсменам произносить отдельные фразы, в которых выражается уверенность, что то или иное действие будет выполнено успешно. Фразы эти надо произносить утвердительно, в первом лице и вслух, можно и вполголоса. Например: «Я могу сделать то-то», «Я должен преодолеть то-то» и т. д.

Приемы самовнушения можно использовать в разных целях: для снижения возбуждения, для мобилизации себя на определенное действие, раскрепощения мышц, ликвидации состояния расслабленности и т. д.

Важно, чтобы такие фразы повторялись не механически, а осознанно — спортсмен должен отчетливо представлять их содержание. Следует помнить, что сила самовнушения основана на условнорефлекторной деятельности человека. Поэтому самовнушение немыслимо без волевых усилий. Только при этом условии самовнушение будет вызывать необходимые эмоции.

И еще один важный фактор, способствующий успешному выступлению команды, — это создание благоприятной обстановки в коллективе.

Вы наблюдали, конечно, случаи, когда в критический момент стоит кому-то из игроков команды совершить ошибку, как на него тут же устремляются осуждающие взгляды партнеров, обрушиваются обидные реплики. К добру это не приводит: провинившийся отключается от игры, а игра команды расстраивается. Спорт — это радость. И не следует портить настроение другим из-за отдельной ошибки. Наоборот, нужно поддержать товарища, незаметно для него взять часть его обязанностей на себя, подбодрить словом. Доброе слово вызывает эмоции, которые мобилизуют энергию, умножают силы. И наоборот, злое слово больно ранит. Недаром говорят: «Рана, нанесенная кинжалом, излечивается, а словом — нет». Помните это, ребята, и стремитесь создать такую обстановку в коллективе, которая бы сплачивала его, цементировала, способствовала достижению поставленной цели.

У В. Г. Короленко есть рассказ «Огоньки». Помните, гребцы выбились из сил, а огни впереди на берегу еще очень далеки. Но сознание того, что все-таки их ждет спасение, придавало силы для борьбы со стихией, для достижения цели. Такими «огоньками» для спортсмена являются высокие результаты, победа. А к победе следует идти дружно.