Тренер как руководитель команды

Мы не будем останавливаться на очень важных темах: «Тренер как специалист по виду спорта», «Тренер как воспитатель советских спортсменов» и других, которые в достаточной степени отражены в нашей спортивной литературе, а остановимся на одной подтеме всей, тренерской работы, а именно «Тренер как руководитель команды». И на первых же шагах столкнемся с вопросом об авторитете тренера.

Авторитет тренера должен основываться на всей деятельности тренера, его твердом знании теории и практики волейбола, на высокой требовательности и вместе с тем на большой любви к своим воспитанникам. Взаимоотношения между тренером и командой должны строиться на обоюдном уважении, доверии и дружбе.

Плох тот тренер, который создает себе ложный авторитет, подлаживает свои требования под недостатки отдельных, ведущих игроков команды, лишь бы не вызвать недовольство у них, стремится создать мнимое послушание любыми средствами, не проводит решительной борьбы со всеми недостатками в поведении игрока как на спортивной площадке, так и в быту. Подобный тренер, который находится «на поводу у игроков», принесет только вред коллективу, тогда все основные вопросы (состав команды, тактика игры и т. д.) решаются фактически игроками, а они часто допускают грубые ошибки. Когда на практике отсутствует руководящая роль тренера, он, не имея собственного мнения, боится во время игры принять необходимое решение, больше беспокоясь о том, что скажут игроки, а не о пользе дела.

Имеется и другая вредная крайность. Тренер признает только свое мнение и совершенно не прислушивается к мнению коллектива, игроков, общественности.

При решении всех вопросов в жизни команды должен быть самый тесный контакт между тренером и игроками, однако основную роль в принятии окончательного решения всегда должен играть тренер команды. Истинный авторитет тренера зиждется на высокой требовательности его к волейболистам, на твердом проведении своего плана подготовки игроков и команды, на жесткой борьбе с недостатками в поведении его воспитанников.

Тренер должен быть требователен. Но чтобы его требовательность была законна и обоснована, тренер в первую очередь должен быть требователен к самому себе и самокритично относиться ко всей своей работе. Самокритичность и объективный анализ своих поступков — залог быстрого роста творческих способностей и самого тренера и игроков его команды.

Недостатки и промахи в работе есть у любого, даже самого хорошего, тренера, но если тренер за общими, подчас положительными результатами своей работы не видит своих ляпсусов, считает, что он достиг «потолка» тренерской работы,— для него закрыт путь для движения вперед и он и команда, которой он руководит, будут плестись в хвосте на соревнованиях, где успех завоевывают только лучшие, передовые в технике, тактике и общей подготовке.

Тренер должен быть принципиален. Все коренные вопросы тренировки (распорядок дня, тактика игры, величина физической нагрузки и т. д.) должны быть тщательно продуманы, вытекать из основ советской спортивной тренировки, личного опыта тренера, опыта его коллег и игроков данного коллектива и конкретных условий работы. Имея твердое убеждение в правоте своего решения, тренер должен добиться четкого выполнения своих требований. Плохо, когда тренер необоснованно и часто меняет свои распоряжения и требования!

Тренер должен быть новатором, уметь видеть все передовое, способствовать росту нового, касается ли это выявления будущих возможностей молодых начинающих игроков или новых технических и тактических приемов. Большой заслугой советских тренеров по волейболу является то, что они сумели отсортировать из множества новых тактических комбинаций и технических, приемов, творчески создаваемых советскими игроками на практике, основные, способствующие прогрессу в развитии техники и тактики «большого волейбола» (передача «сразу» на удар, групповое блокирование и т. д.). Стройная передовая система игры наших волейболистов — отечественная школа советского волейбола — создана именно трудом новаторов-игроков и новаторов-тренеров.

Тренер обязан воспитать у своих игроков спортивное трудолюбие, любовь к повседневному кропотливому труду. Тренеру следует всегда помнить слова А. Макаренко: «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов...» (А. С. Макаренко. Собр. соч., т. 4, Из-во Академии педагогических наук, 1950, стр. 395).

Только через труд можно добиться спортивных успехов. А тепличные условия тренировок, в которые подчас руководители ставят игроков, только снижают их спортивную форму и приносят неуспех в соревновании.