Организация занятий и учебно-тренировочных сборов

Сколько раз в неделю должен тренироваться волейболист? Какая должна быть продолжительность одного занятия? Эти вопросы интересуют и игроков и тренеров. Обычно вы услышите такой ответ: продолжительность одного занятия примерно два часа; зимой надо тренироваться не менее трех раз в неделю, летом — четыре-пять.

Вспомним нашу старую гвардию волейболистов! Она непобедимой ушла с арены международных встреч, и у нее есть чему поучиться! Вот они, прославленные ветераны волейбола, — К. Рева, В. Щагин, П. Воронин, А. Якушев, В. Ульянов, Г. Ахвледиани, В. Саввин, М. Пименов! Они тренировались каждый день, причем не по два часа, а гораздо больше. Зимой им было делать это несколько трудней, летом же на площадках в парках культуры и отдыха можно было играть ежедневно.

Таким образом, правильным будет такой ответ: играть надо возможно чаще, желательно ежедневно по два-три часа в день.

Имеются ли в коллективах физической культуры возможности для таких тренировочных занятий? Да! В спортивных обществах занятия зимой проводятся два, реже три раза в неделю. В остальные дни игроки зачастую посещают свой институт, школу и проводят товарищеские игры. И в этом есть даже польза. Если каждый день тренироваться в одном коллективе, то однообразие может наскучить. Может ли студент, рабочий или служащий совместить такой тренировочный режим со своей основной работой? Оказывается, что при рациональном использовании своего времени вполне возможно совмещать столь частые тренировки со своей основной работой. Подавляющее большинство ветеранов волейбола, показывая высокие достижения в спорте, одновременно успешно закончили институты — В. Саввин, К. Рева, М. Кононова, С. Нефедов. За ветеранами не отстает и наша волейбольная молодежь — В. Куринный, А. Закржевский и другие, они показывают отличные успехи в спорте и в институтской учебе.

В студенческих командах даже в период напряженных экзаменационных сессий надо требовать систематическое посещение тренировок. Например, в женской команде ленинградского «Спартака» много студенток. Строго проводимое в жизнь требование: аккуратное посещение всех тренировок, даже во время экзаменационных сессий, заставило игроков регулярно заниматься, ликвидировало наблюдавшуюся раньше штурмовщину и аврал перед экзаменами, что положительно повлияло на улучшение успеваемости.

Можно рекомендовать такой тренировочный режим:
1)       два-три раза в неделю тренировка в спортивном обществе;
2)       два раза в неделю совместные тренировки с командой своего института (техникума, школы), заканчивающиеся учебной (товарищеской) игрой; 3) один-два раза в неделю календарная или учебная игра.

В летнее время для тренировок, кроме занятий в спортивном обществе, надо использовать открытые площадку парков культуры и отдыха.

Конспект урока
Продолжительность урока — 120 мин.
Основная задача: совершенствование блокирования ударов «по ходу»
Части урока Содержание Дозировка Методические указания
I Построение. Рапорт. Объяснение основной задачи и краткое ознакомление с последовательностью упражнений 5 мин. Объяснить, почему необходимо научиться блокировать удары «по ходу», в особенности уметь выбрать место толчка. Напомнить технику выполнения одиночного блокирования
II Разминка. Ходьба. Пробежка. Упражнения для мышц плечевого пояса 5 мин. Большинство упражнений подбирается по движению, сходному с блокированием
Упражнение для мышц нижних конечностей. Прыжковые упражнения. Доставание кольца одной-двумя руками. Прыжки вдоль сетки с имитацией блокирования 10 мин. В прыжковых упражнениях с имитацией блока обращать особое внимание на недостатки в толчке, постановке рук, наклоне туловища
III Передача мяча сверху в парах на точность, с откидкой над собой и последующей передачей на партнера 5 мин. Упражнение проводится у сетки. При откидке добиваться точной имитации нападающего удара (замах!)
Прием мяча снизу одной рукой (правой и левой) в парах 5 мин. Запрещать принимать снизу раскрытой ладонью
Блокирование ударов «по ходу» (одиночное блокирование) 20 мин. Нападающие удары проводятся с номера 4, блокирующие располагаются на номере 2. Обращать внимание на правильное смещение рук вдоль сетки в зависимости от расстояния передач на удар от сетки. Объяснять недостатки при выполнении блокирования
Боковая верхняя подача по номеру 5. «Нацеленная» подача в зоны 4, 3, 2 5 мин. Указать на недостатки при выполнении приема
Прием сильных нападающих ударов (в парах) 5 мин. Обращать особое внимание на прием мяча снизу
Учебная игра из трех партий с заданием: нападающий удар только «по ходу» 55 мин. Удар с поворотом считать ошибкой. Записывать недостатки отдельных игроков при блокировании
IV Ходьба и упражнения в медленном темпе. Подведение итогов занятия 5 мин. Указать отдельным игрокам на их недостатки в выполнении основного задания урока

В практической работе используют следующие виды занятий:

I.       Занятие над техникой и тактикой игры. Внимание занимающихся заостряется на одном изучаемом приеме, но в занятие включаются и другие, на которые отводится меньшее количество времени. Кроме того, при проведении учебной игры вводят задание для совершенствования в игровых условиях изучаемого (основного для данного занятия) приема. Для примера приводим конспект такого урока.

Таким образом, в уроке над техникой и тактикой игры основное внимание уделяется изучению какого-либо одного приема игры, в то же время закрепляются ранее полученные навыки. В учебной игре, которой отводится 50% времени, совершенствуется в игровых условиях основной, изучаемый на данном уроке, прием. Нужно предостеречь тренеров от чрезмерного увлечения упражнениями по технике и тактике в ущерб эмоциональности занятия. Нельзя допустить, чтобы урок был скучным!

II.      Занятие — игровая тренировка. Сначала проводится построение, объяснение задачи урока, объявляются игровые составы, задания на игру и т. д. Затем после предигровой разминки (10 — 15 мин.) — игра из 5—7 партий. Основная цель такого урока — подготовка игроков к условиям состязаний, таким, которые будут на официальных календарных играх.

Иногда урок такого типа приходится проводить, когда занимающихся чрезмерно много.

III.     Занятие по общей физической подготовке. Цель занятия — улучшение физической подготовки игроков. Для волейболистов широко используются другие виды спорта, как баскетбол, футбол, легкая атлетика и т. д.

IV.      Занятие по индивидуальным заданиям. Индивидуальные планы работы тренер составляет в начале года на каждого игрока. Перед их составлением тренер беседует с каждым игроком, выясняя: знает ли игрок свои ошибки, проверяет его теоретические знания и т. д.

На основании этой беседы, а также наблюдений за игроком во время учебных занятий и календарных игр тренер и составляет индивидуальный план.

В плане перечисляются недостатки в выполнении технических и тактических приемов, над устранением которых игрок должен работать самостоятельно, причем основной недостаток выделяется. Указывается также на отрицательные стороны в поведении игрока, связанные с его слабой морально-волевой подготовкой. Задания в плане для игрока составляются совершенно конкретно, ясно и кратко. Копия плана вручается лично игроку. Для примера приводим индивидуальный план работы.

Индивидуальный план Горбачевой Киры на период с 1.IX.56 г. по 1.IX.57 г.

Основной недостаток: при приеме нападающих ударов на номерах 1 и 5 преждевременно уходите с углов, не учитывая качества передачи, действий нападающего игрока и расположения рук блокирующих.

Основное задание: 1) устранить недостаток; 2) упражняться в приеме мяча с падением на грудь; 3) не пропускать ни одного мяча без попытки его принять!

Блокирование: 1) усвоить правильную технику индивидуального блокирования; 2) в прыжке следить за действиями нападающего игрока, а не за мячом; 3) научиться уверенно блокировать нападающие удары «по ходу»; 4) совершенствовать свои действия, как основного блокирующего.

Подача: 1) овладеть сильной подачей «крюком» по номеру 5; 2) уметь выполнить любую подачу по всем номерам площади.

Нападающий удар: 1) так как решающее значение в результативности нападающих ударов имеет правильное сочетание сильных и обманных ударов, то упражняться в попеременном выполнении их. Однако больше внимания уделить обманным ударам; 2) чаще упражняться в нападающем ударе левой рукой; 3) совершенствовать нападающий удар с номера 3 за головой передающих игроков 2 и 4; 4) овладеть сильным ударом «крюком» (правой рукой).

Передача мяча: 1) подача должна приниматься только способом сверху; 2) никогда не применять приема снизу раскрытыми ладонями; 3) при откидке обращать внимание на правильный замах; 4) совершенствовать «скрытую» передачу и откидку грудью к сетке.

Дополнительные задания: 1) вес тела необходимо увеличить до 65 кг; 2) в физзарядку систематически включать силовые упражнения для мышц верхнего плечевого пояса и прыжковые упражнения, упражнения для левой руки; 3) помогать молодежи (Павлович) освоить современную технику и тактику игры.

                                Тренеры команды
Копию индивидуального плана получила. 6.IX.56 г. С методикой исправления недостатков ознакомлена.
                                                                                                                К. Горбачева

Тренер обязательно проверяет, как игрок самостоятельно занимается по индивидуальным планам, с тем, чтобы помочь ему советом, подсказать, каким путем самостоятельно можно исправить недостатки, проконтролировать дозировку, правильны ли подбор и последовательность упражнений. На индивидуальных занятиях, проводимых в свободной, непринужденной обстановке, игроки обычно проявляют большую активность и инициативу.

V.       Теоретические занятия. Эти занятия очень важны: только при хорошем знании теории игрок сможет сознательно исправлять свои ошибки, тактически правильно понимать свою задачу и в зависимости от этого строить свои действия на площадке. Проводить их в спортивном зале во время урока нецелесообразно, а для этого надо назначить особое время и место (комнату, оборудованную классной доской, макетами поля, проекционным фонарем для показа кинограмм). На теоретических занятиях изучается техника и тактика игры, проводятся разборы проведенных игр, даются установки на игры и т. д. Темы их вносятся в годовой план работы, но иногда проводят их и вне плана (например, в связи с неожиданно выявленными недостатками в игре команд). Полезно докладчиком назначать одного из игроков. Если занятия проходят пассивно, тренер должен постараться вовлечь всех игроков в обсуждение.

VI.      Контрольные (товарищеские) игры. Их желательно проводить на тех же площадках и в той же обстановке, в которой придется выступать в официальных встречах.

Эти шесть разновидностей занятий тренер использует в разной последовательности в зависимости от количества учебного времени, уровня спортивно-технического мастерства игроков.