Давайте пофантазируем немного

Техника и тактика игры в настоящее время достигли высокого уровня развития. Виртуозы игроки в совершенстве владеют всеми приемами игры, ряд команд из года в год показывает высокие спортивные результаты, и этого уже теперь становится явно недостаточным!

В спорте действует общий закон прогресса — будущее за новаторами!

Советские волейболисты всегда были новаторами и в технике, и в тактике — и от этого они не намерены отступать и в настоящее время. Настойчиво наши лучшие игроки и тренеры создают, проверяют и вводят в игру все новые и новые технические приемы и тактические комбинации.

К современному арсеналу приемов игры надо подходить критически — часть их со временем устареет, и применять их станет нецелесообразно, а основная часть приемов, претерпев небольшие изменения, останется на долгие годы прогрессивными при волейбольных боях на международной спортивной арене.

Имеет смысл уже сейчас оценить все имеющиеся приемы с этой точки зрения с тем, чтобы каждый тренер мог в повседневной учебной работе обратить особое внимание на те способы ведения игры, за которыми будущее.

Содержание последней главы, хотя и исходит из многолетнего опыта советского и международного волейбола, но является личным мнением автора книги и ни в коей мере не претендует на какое-либо обобщение взглядов ведущих игроков и тренеров страны. Давайте, читатель, пофантазируем немного, но не о ковре-самолете или жар-птице, а о более реальных вещах: о технике и тактике волейбола недалекого будущего. Правильно определить пути дальнейшего развития техники и тактики игры — это значит идти впереди остальных команд. Это значит иметь на вооружении самое действенное и современное оружие. Это даст уверенность в победе на спортивных полях будущего! Поэтому и экскурс в технику и тактику будущего волейбола целесообразнее начать с наиболее вероятных изменений в способах игры.

Подача. Если уже сейчас в ведущих командах страны подача является важным приемом нападения, то со временем это ее качество будет играть все большее значение. Основным способом подачи будет точная и сильная боковая верхняя подача во все зоны задней линии и прямая верхняя подача в зоны передней линии. Таким образом, каждая подача будет «нацеленной». Техника сильной подачи вряд ли существенно изменится. По-прежнему основным способом будет являться боковая верхняя подача. Вероятно, изменится техника подбрасывания мяча, и мяч при подаче будет подбрасываться высоко: до 4—5 м от земли — такой удар по мячу придает ему большую скорость.

Не исключена возможность, что исходное место для подачи игроки будут выбирать не как сейчас, сразу же за лицевой линией, а в 4—5 м за ней, так как при этом можно вложить в подачу большую силу в удар. Все виды нижних подач в ведущих командах потеряют полностью свое значение.

На летних площадках будет шире применяться подача «свечой», как метод сильной подачи в зоны передней линии и как один из наиболее выгодных способов сильной подачи.

Техника заслона при подаче существенно изменится: игроки в исходном положении будут располагаться лицом к подающему (спиной к сетке) и в момент подачи делать прыжок вверх с поднятыми руками, а в момент полета мяча над сеткой руки опускать ниже верхнего края сетки. При такой технике у противника остается минимальное время между моментом, когда они видят мяч, и его приемом.

Передача мяча. Основа успеха при применении любого приема игры — неожиданность его выполнения для противника. Исходя из этого, важнейшее место займут «скрытые» передачи. Трудно сказать, что в дальнейшем займет главенствующее место: передача «сразу» на удар или передача на выходящего игрока. Если техника сильных подач обгонит технику передач мяча, то основой игры явится игра через выходящего игрока; если совершенствование этих приемов будет развиваться параллельно или быстрее, усовершенствуется техника приема мяча, то, как и сейчас, главным останется игра с первых передач. Однако в любом случае передача на удар «сразу» никогда не утратит своего прогрессивного значения, и выходы игроков с задней линии всегда останутся ценным тактическим приемом.

Существенно должна измениться техника откидки. При откидке с передач, близких к сетке, ведущее место должна занять откидка в прыжке одной рукой (ближайшей к сетке).

При обычной передаче «сразу» на удар (не близкой к сетке) основным способом станет откидка грудью к сетке. Оба эти способа откидки создают наибольшую имитацию удара и имеют большое будущее.

В ведущих командах страны станут применять шесть выходов (в каждой расстановке), однако использование их будет находиться в прямой зависимости от конкретной игровой обстановки. Несколько иной будет и характер первой передачи на выходящего игрока. Если сейчас такая передача делается обычно с большой траекторией полета мяча, то в недалеком будущем она претерпит значительное снижение и не исключена возможность, что ведущей станет резкая передача, направленная параллельно земле (в такой передаче больше неожиданности, особенно если выходящий обслуживает нападающих низкими передачами).

Кстати, следует отметить, что китайские волейболисты уже сейчас делают удачные попытки применения такой тактики передачи на выходящего игрока.

Игра в защите. Защитные действия, так же как и теперь, будут строиться на своевременном и правильном выборе места для приема. Падения игроков при игре в защите значительно сократятся, однако прием далеких мячей с падением на грудь останется важным приемом игры. Среди женских команд должны значительно сократиться приемы с падениями и различными перекатами, а несколько увеличится прием с падением и приземлением на грудь. Страховка своих блокирующих с притянутым средним защитником, видимо, не будет применяться — она не имеет никаких преимуществ перед страховкой в «оттяжку», и последний способ страховки займет главенствующее место.

Нападающий удар и тактические комбинации. Еще в 1953 г. команды ЦДСА и МАИ пытались увеличить число нападающих игроков, используя для этого не только трех нападающих передней линии, но и отдельных игроков задней линии, обладающих особенно хорошими физическими данными (Г. Ахвледиани, Е. Кошелев). В будущем даже при сохранении существующих правил игры (трехметровая линия нападения) в нападающем ударе ведущих команд будут активно участвовать и игроки задней линии, что намного увеличит арсенал тактических комбинаций.

Ведущее место должны занять удары в различных тактических вариантах (откидка, «прострел» и т. д.) с низких передач и удары со средних по высоте передач, но далеких от сетки (два-два с половиной метра от сетки), так как при далеких передачах площадь, куда нападающий может произвести удар, значительно больше, чем при передаче, близкой к сетке (при противодействии блока).

Количество ударов с высоких передач и передач, близких к сетке, должно резко сократиться, и такой характер передачи будет рассматриваться как непростительная ошибка передающего игрока. Удары с откидок и передач на выходящего игрока, как и сейчас, останутся ведущими тактическими приемами нападения.

В настоящее время общепризнано, что недопустимо, когда в основные составы ведущих команд включают игроков, не владеющих нападающим ударом и блокированием. В недалеком будущем такое же положение будет и с игроками, не умеющими нападать с обеих рук.

Большое будущее у удара левой рукой «крюком» из зоны 2. В случаях, когда команда имеет третий удар, но качество передачи не позволяет применить нападающий удар, станут применять новый вид нападения — резкую передачу в верхний край сетки с тем, чтобы мяч, ударившись о него, переваливался через сетку на сторону противника.

Блокирование. С развитием техники передачи мяча и увеличением арсенала тактических комбинаций двойное блокирование должно отойти на второй план, и основное место займет высокая техника одиночного блокирования. Уже сейчас, когда средний нападающий играет в центре с низкой передачи, а крайний нападающий нападает с краев сетки, при достаточной точности передачи и хорошей сыгранности игроков двойное блокирование невозможно. Применение двойного блокирования станет в играх таким же редким, каким в настоящее время является тройное блокирование, и ведущие команды вновь будут вынуждены вернуться к системе одиночного блока. Основные положения правильной техники блокирования, принятые сейчас, в основном не должны меняться.

Об учебно-тренировочной работе. Уже сейчас ведущие тренеры страны стараются строить учебные занятия на основе индивидуального подхода к каждому игроку в отдельности, в зависимости от его возможностей и индивидуальных качеств; вероятно, в дальнейшем эта индивидуализация пойдет еще дальше.

После окончательной  разработки нашими физиологами методики объективного определения типов нервной системы станет возможным внести большие коррективы в намечающийся индивидуальный подход к занимающимся. Так, например, при комплектовании групп и для подбора упражнений будут учитываться типы нервной системы игроков.

Опыт лучших команд страны будет изучаться по новой методике объективного определения типов нервной системы, что даст возможность определить наилучшее соотношение типов нервной системы игроков команды — это послужит важной основой при составлении команды, конечно, с учетом спортивно-тактических качеств игроков.

В настоящее время учебные занятия недостаточно еще оснащены техническими приспособлениями для выработки тех или иных качеств волейболистов, а применение различных приспособлений во многом облегчало бы работу тренера.

Например, часто можно видеть, как тренер, бросая мяч игроку для приема с падением на грудь, то бросит мяч слишком далеко, то слишком близко (в результате только пятый или шестой бросок игрока, по сути дела, правильно сочетается с соответственными положениями мяча). При наличии приспособления, которое направляло бы мячи на определенное расстояние, с нужной силой и на заданную высоту, все броски игроков будут правильно совершенствовать прием. Другой пример. Тренер часто выполняет сильные нападающие удары на игрока с целью выработать у него навык приема сильных мячей, но удары тренера, во-первых, часто не точны, а во-вторых, обычно не совпадают с игровой обстановкой в которой игрокам приходится принимать нападающие удары противника: тренер обычно стоит на земле, на одной площадке с игроками, а в игре удар производится над сеткой с противоположной площадки противника. При создании «волейбольной пушки» — технического приспособления, которое могло выпускать мячи с определенной силой и на любом нужном уровне (над сеткой и т. д.), волейболисты могли бы более быстро совершенствовать приемы игры.

Таких примеров можно было бы привести множество. Улучшению учебной работы может способствовать такое, казалось бы, простое мероприятие, как радиофицированные площадки. Тренеру часто приходится во время учебных игр останавливать их и делать замечания игрокам по ошибкам, допущенным в данный момент. Через микрофон тренеру легко делать эти замечания, не останавливая игры. На некоторых спортивных площадках такое нововведение уже сделано, что значительно облегчает введение учебного процесса.

Теоретические занятия. До сих пор еще многими тренерами у нас недооценивается значение изучения теоретических вопросов в волейболе, и они ограничиваются только проведением практической работы с игроками, не знакомя их даже с элементарными теоретическими знаниями. Теоретические занятия в большинстве команд не проводятся, в результате чего даже некоторые ведущие игроки страны не знают основные положения техники и тактики игры. Это упущение является серьезным пробелом учебной работы, которое в самом ближайшем будущем необходимо устранить!

Очень полезно всем начинающим игрокам перед началом занятий в волейбольной секции сдавать экзамен по основным теоретическим вопросам волейбола. После сдачи экзамена в процессе их работы в секции теоретические знания игроков должны соответственно расширяться (как это принято сейчас для судей).

Гораздо шире должна быть развернута научная работа по различным разделам волейбола, и результаты этих работ помогут тренерам в их практической работе.

Учитывая опыт других видов спорта (например, плавания), где имеются в возрасте 14—15 лет чемпионы мира, необходимо пересмотреть возрастные группы молодых волейболистов. Нет никакого сомнения, что в волейбольных секциях могут заниматься дети в возрасте 7—8 лет (первый класс школы),— только тогда мы будем иметь мастеров спорта 16—18-летнего возраста! «Малый волейбол» должен получить большую популярность и послужить для молодежи настоящим подготовительным классом в «большой волейбол».

О правилах игры. На протяжении всей истории волейбола отдельные параграфы правил периодически менялись и, вероятно, будут меняться и в дальнейшем.

Изменения правил возможны и целесообразны в следующих направлениях: в связи с развитием высокой техники блокирования и для увеличения тактических возможностей команд имеет смысл приблизить к сетке линию нападения до 2,5 м. Отменять ее совершенно или приближать ближе этого расстояния нецелесообразно, так как некоторые команды могут тогда пойти по пути уменьшения числа нападающих к команде, и игры, как и на заре развития волейбола, будут сводиться к единоборству отдельных игроков, а не к борьбе коллективов.

Уже сейчас назрел вопрос об упрощении правил с тем, чтобы судьи могли бы не распылять свое внимание на фиксации ошибок, которые не влияют на исход встречи, и фиксировать только существенные ошибки игроков. В частности, в настоящее время полностью утратила свое значение средняя линия. Для фиксации ошибок игрока у сетки вполне достаточно оценить, коснулся игрок сетки или нет. Ведь переход средней линии не дает никаких преимуществ игроку при его игре у сетки, и, следовательно, наказующий свисток судьи в этом случае излишен.

Место подачи, ограниченное трехметровой зоной, также не имеет под собой объективных обоснований. Тактические возможности игроков будут расширены, если эту зону отменить и будет можно подавать в любом месте за лицевой линией. Совершенно нет нужды наказывать игрока за подачу с руки.

Большое внимание следует уделить устранению тех положений правил, которые облегчают необъективное судейство. Например, спорным пунктом для необъективного судейства в большинстве случаев является фиксация переноса рук во время блокирования на сторону противника. Причем судья имеет возможность принимать, как правило, любое решение. Ведь только он находится выше верхнего края сетки и по средней линии площадки, а зрители и игроки судить о правильности выполнения блока не могут. Исходя из того, что в будущем игра в нападении пойдет по пути нападающего удара с далекой передачи (личное мнение автора), это положение правил может быть отменено и целесообразно разрешить перенос рук при блокировании на сторону противника, а ошибкой считать только касание сетки, которое легко оценивается и окружающими. Такое изменение правил на игре команд не должно отразиться, качество судейства повысится и меньше будет жалоб на необъективность судейства.

Возможно, что в будущем игра в волейбол будет проводиться на время — это, бесспорно, упорядочит организацию соревнований и привьет навык игрокам борьбы за каждый мяч.

На страницах нашей спортивной печати были предложения отдельных авторов: команды составлять из четырех игроков, разрешить четыре удара по мячу и т. д. Такие изменения в правилах были бы необоснованными, так как коренным образом изменили бы характер игры, и тогда такую бы игру следовало бы называть не волейбол, а как-то по-другому. Другое дело, что в тренировочном процессе тренеры применяют такие правила для устранения отдельных недостатков у игроков, но только как метод подготовки команд.

Необоснованным решением было бы и поднятие высоты сетки, так как настоящая высота сетки является разумным пределом для подавляющего большинства игроков.

Короче говоря, в будущем правила будут претерпевать некоторые изменения, но эти изменения должны способствовать развитию техники и тактики игры, облегчить работу судей и не выхолащивать основную суть волейбола. Волейбол всегда должен оставаться тем волейболом, который любят и в который играют миллионы людей на земном шаре,— изящной, захватывающей, комбинационной и красивой игрой.