Техника нападающего удара «по ходу»

Разбег. Начальной фазой нападающего удара является разбег, который обычно производится под тем или иным острым углом по отношению к сетке. Конкретно угол разбега зависит от особенностей данного нападающего и качества передачи на удар. Разбег, направленный перпендикулярно к сетке, невыгоден, так как игрок может легко задеть сетку ударяющей рукой после удара, а приземляясь, часто наступает на среднюю линию. Также невыгоден разбег вдоль сетки; при таком разбеге малейшая неточность в передаче мяча резко снижает успешное проведение нападающего удара и даже при хорошей передаче трудно провести удар с переводом (такой разбег широко использовали только некоторые нападающие, как В. Свиридова, Д. Федоров, выполняющие удары с толчка одной ноги).

Начало разбега должно совпадать с приближением мяча к кистям игрока, делающего передачу на удар. Однако, если нападающий готовится к удару с низкой передачи, он должен начинать разбег значительно раньше (см. ниже).

Разбег начинается с ускоренной ходьбы, переходящей перед толчком в бег *. С увеличением скорости разбега центр тяжести тела постепенно понижается за счет сгибания ног и увеличения наклона туловища вперед.

Толчок. Только немногие из наших волейболистов используют толчок с одной ноги, а основным способом толчка для нападающего удара является толчок с двух ног.

В последнем шаге разбега выпрямленная опорная нога, вынесенная вперед, несколько гасит инерцию разбега за счет ее сгибания в коленном суставе и стопорящего движения стопы (постановка ноги на пятку). Одновременно с этим стопорящим движением вторая нога перемещается к опорной ноге; при исходном положении для толчка обе ноги согнуты в коленных суставах и находятся почти на одном уровне.

Сам толчок производится за счет активного разгибания ног и вспомогательной работы рук. При толчке разгибание ног происходит в следующей последовательности: сначала совершается разгибание в коленных суставах, затем оно дополняется разгибанием в тазобедренных суставах, и последним производится разгибание в голеностопных суставах. В конце толчка первыми отрываются от земли пятки, затем носки ног. При резкой и координированной работе рук высота прыжка значительно повышается. Взаимосвязь в движениях рук и ног при толчке отчетливо видны на рис. 54.


Рис. 54. Движение игрока при нападающем ударе (рисунок взят из книги В. Осколковой и М. Сунгурова «Волейбол»)

Важно правильно выбрать места для толчка.

Игрок должен так рассчитать, чтобы можно было бы в прыжке. произвести удар во всех направлениях и разными способами. Если место выбрано неправильно, то игрок имеет возможность выполнить какой-нибудь один Из способов удара, например удар «по ходу» правой рукой, что намного облегчает действия блокирующих.

Прыжок и ударное движение. В начале прыжка кисти рук поднимаются выше лица. Ударяющая рука отводится назад для замаха, а вторая рука опускается вниз. В момент замаха тело наклоняется несколько назад и поворачивается в сторону ударяющей руки. После замаха производится ударное движение. Оно заключается в выпрямлении туловища и резком выносе ударяющей руки из положения «замаха» вверх-вперед, причем впереди идет локоть, и только перед ударом предплечье его обгоняет за счет разгибания в локтевом суставе. В момент удара происходит разгибание в лучезапястном суставе, так как игрок, выполняющий удар, главным образом, за счет этого контролирует угол направления мяча. Чтобы ударное движение было выполнено правильно, игроку надо нанести удар полностью выпрямленной рукой в тот момент прыжка, когда он находится в мертвой точке; причем удар по мячу нужно произвести выше лица и чуть впереди (на 10— 15 см) — это позволит произвести удар в максимально высокой точке (рис. 55).


Рис. 55. Прыжок и ударное движение

Вне зависимости от высоты передачи на удар и технического способа его выполнения высота прыжка нападающего всегда должна быть максимальной. Особенно важно это при передачах, далеких от сетки, так как в этих случаях часто нападающие только «имитируют» прыжок, а по сути дела перебивают мяч вообще без прыжка, хотя удары с таких передач могут быть и очень опасными.

Обычно тренер, выявляя недостатки отдельных нападающих, главное внимание уделяет неправильной работе рук (удар согнутой рукой и т. д.) и не останавливается на неправильных движениях ног в момент удара, хотя это и является сплошь и рядом основной ошибкой у некоторых нападающих. При правильной технике в момент замаха тело игрока несколько напоминает фигуру прыгуна, выполняющего «ласточку» при прыжке в воду: оно выгнуто, ноги вместе и отведены назад. В момент удара за счет сокращения мышц брюшного пресса ноги несколько выносятся вперед, но остаются параллельными друг к другу, почти сомкнутыми. Некоторые игроки делают такие ошибки: в момент замаха ноги не отводят назад, а, наоборот, одну ногу или обе преждевременно выносят вперед или разводят ноги в сторону, другие игроки в момент удара разводят и сгибают ноги в коленных суставах (рис. 56), что существенно нарушает правильную координацию движений.


Рис. 56. Неправильное положение ног в момент удара

Приземление. После удара игрок опускается на кончики пальцев, причем инерция тела гасится за счет небольшого сгибания ноги. Ошибкой является, когда игрок при приземлении делает слишком глубокое приседание, после которого ему трудно сразу же включиться в дальнейшую игру. Кроме этого, расслабление мышц, предшествующее такому глубокому приседанию, может сказываться и на качестве самого нападающего удара. Следует также искоренять вредную привычку, которую имеют многие новички после удара, произведенного вблизи сетки, смотреть на свои ноги, проверяя, не заступили ли они на среднюю линию. Такие действия только фиксируют внимание судьи на положение ног нападающего, и делать их совершенно не к чему.

* Подробно с техникой разбега и другими деталями нападающего удара можно ознакомиться в книге В. Осколковой и М. Сунгурова «Волейбол». ФиС, 1956, стр. 45—53.