Упражнения для тренировки блокирования

Отсутствие специальной работы над блокированием является крупным недостатком учебно-тренировочной работы многих наших коллективов, в которых такая работа подменена только блокированием в учебных играх. Ограничение тренировки только процессом игры не способствует овладению правильной техникой блокирования, так как в игровой обстановке внимание игроков трудно акцентировать на тех или иных деталях блокирования.

Повышение техники блокирования и устранение в ней отдельных недостатков возможно только путем специальных упражнений; они проводятся параллельно с решением аналогичных задач в процессе игры. Если игрок неправильно выбирает место для толчка, он должен выполнять специальное упражнение для устранения этого недостатка и в дальнейшем только закреплять результат в игре.

Ниже будут указаны некоторые упражнения для тренировки отдельных моментов техники и тактики блокирования.

Упражнение первое. На одной стороне площадки у сетки стоят игроки в колонне по одному, на другой — тренер с мячом. Тренер подбрасывает мяч на своей стороне, игроки, в зависимости от полета мяча, выбирают место толчка правее или левее мяча и делают прыжок, имитируя блокирование. Каждую неточность в выборе места для толчка тренер указывает выполняющему задание. Игроков надо размещать в различных зонах нападения. Это же упражнение можно использовать для тренировки выбора места при групповом блокировании. Для этого игроки располагаются в двух колоннах последовательно в различных зонах (2 и 3,3 и 4). В остальном упражнение такое же. В этих упражнениях надо учитывать конкретную расстановку своей команды.

Упражнение второе. Если игрок неправильно выбирает момент толчка, рекомендуется применять блокирование ударов, при которых блокирующий не делает перемещений, а прыжок делает по команде тренера: «Прыжок!»

Упражнение третье. Тренер, стоя на стуле, держит над сеткой кисти рук на расстоянии друг от друга несколько большем, чем радиус мяча, кончики пальцев находятся на другой стороне, примерно на полмяча. Игроки по одному подходят к сетке и прыгают так, чтобы их ладони касались ладоней тренера. Необходимо следить, чтобы в момент касания кончики пальцев игроков были бы направлены назад и вверх (разгибание в лучезапястном суставе).

Упражнение четвертое выполняется, как предыдущее, но тренер время от времени убирает свои кисти со стороны игроков непосредственно перед соприкосновением его пальцев с ладонями блокирующих. Последние не должны переносить своих ладоней на сторону тренера, а расстояние между ними должно сохраниться прежним.

Упражнение пятое выполняется, как и два предыдущих, только тренер над сеткой держит не свои ладони, а мяч и так, чтобы половина его выступала на стороне игроков.

Упражнение шестое. Тренер, стоя на стуле, в центре площадки держит свои ладони (или мяч), как в упражнении третьем. Игроки располагаются в зонах 2 и 4 в двух колоннах по одному. По свистку тренера они перемещаются в зону 3 и прыгают, причем игрок зоны 2 должен коснуться своей левой ладонью пальцев левой руки тренера, а игрок зоны 4 — правой ладонью пальцев левой руки тренера.

Методические указания. 1. Следить чтобы, расстояние между ладонями блокирующих было средним между диаметром и радиусом мяча. 2. Ладони блокирующих должны быть слегка разогнуты в лучезапястных суставах.

Упражнение седьмое то же, что и предыдущее, но тренер время от времени убирает мяч. Игроки в этом случае не должны переносить руки через сетку. - Упражнение восьмое то же, что и упражнения шестое и седьмое, но тренер располагается, стоя на стуле, в зоне 2 или 4. Упражнение применяется для достижения согласованности в действиях между блокирующими: игрок, выполняющий роль вспомогательного блокирующего, должен прыгнуть на блок позже основного блокирующего.

Упражнение девятое. Игроки, располагаясь в колонну по одному вдоль левой (или правой) боковой линии, имитируют блокирование ударов с краев сетки в сторону, соответственной боковой линии (ладони рук при блокировании должны быть расположены не параллельно сетке, а под некоторым углом в сторону, противоположную площадке).

Упражнение десятое. Блокирование ударов на низкой сетке без прыжка. Высота сетки опускается так, чтобы ладони самого низкого игрока, поднятые вверх, поднимались над верхним краем сетки. Игроки располагаются в парах друг против друга около сетки. На одной площадке, у сетки, могут упражняться одновременно до шести пар игроков. Один партнер располагается на одной стороне сетки, другой — на противоположной. Задание: с одной стороны сетки проводить только нападающие удары без прыжка, а с другой — блокирование без прыжка.

Рекомендуется задания нападающим давать в следующей последовательности: 1. Удары только «по ходу». 2. Удары только «с поворотом». 3. Удары в любом направлении, но без обманных движений. 4. Любые удары.

Основная задача упражнения: наглядно показать игрокам результативность блокирования в тех случаях, когда игроки в момент удара наблюдают не за мячом, а за действиями нападающих, и выработать правильный навык такого блокирования в  облегченных условиях  (без прыжка). Упражнение показывает игрокам прогрессивную роль такой техники блокирования, так как в процессе правильного выполнения приема блокирующие почти без ошибки преграждают своими ладонями путь мячу.

Упражнение одиннадцатое. Такое же упражнение, но блокирующие располагаются парами. Цель: тренировка согласованности действий и положения рук при двойном блоке.

Упражнение двенадцатое. Блокирование ударов без прыжка (с матов). Если высоту сетки нельзя понизить до нужного уровня (винтовая нарезка стоек и т. д.), рекомендуется на стороне блокирующих положить друг на друга несколько матов так, чтобы блокирующие могли поднять ладони над верхним краем сетки без прыжка. Нападающие проводят удары с прыжком. В остальном упражнение такое же, как и десятое и одиннадцатое.

Не рекомендуется пользоваться вместо матов шведскими скамейками — это может повести к травмам.

Упражнение тринадцатое. Блокирование ударов на низкой сетке (с матов) без прыжка с перемещениями. Цель: научить блокирующих наблюдать в момент удара не за мячом, а за действиями нападающих, но уже в более трудных условиях (с перемещениями). Нападающие проводят удары без прыжка с передач, которые делаются на различном расстоянии вправо и влево от блокирующих. Если прыжки для блокирования проводятся с матов, их надо положить большее количество вдоль сетки, а передачи давать так, чтобы они не выходили за края матов (падения!).

Упражнение четырнадцатое такое же, как и предыдущее, но задача его — тренировка группового блока. На одной стороне площадки располагаются трое блокирующих, на другой — трое нападающих и один игрок в центре сетки для передачи на удар. Обращать внимание на согласованность действий (момент прыжка вспомогательного блокирующего, положение рук) и направление взгляда блокирующих в момент удара.

Упражнение пятнадцатое проводится так же, как и пять предыдущих, но постепенно сетка повышается до высоты, утвержденной правилами игры. Важно игроков научить блокированию ударов «по ходу», как наиболее частых.

Упражнение шестнадцатое. Одиночное блокирование на обычной высоте сетки, контролировать направление взгляда блокирующих в момент удара. Для этого тренер располагается на стороне, противоположной, блокирующим, и следит за тем, чтобы они в момент удара следили за нападающим, а не за мячами. Игрокам, которые не овладели этим навыком, следует повторять упражнения до тех пор, пока у них не будет устранен этот недостаток. Полезно такое наблюдение проводить совместно с игроками с тем, чтобы они сами решили: правильное было направление взгляда или нет.

Упражнение семнадцатое. Блокирование ударов в заранее известных направлениях. Игроки делятся на две группы. Одна группа размещается в следующих зонах: нападающие в зоне 4, передающие игроки в зоне 3, блокирующие — на другой стороне в зоне 2. Вторая группа размещается так же, но на другой стороне. Последовательно ставятся задачи: 1. Удар только «по ходу». 2. Удар «с поворотом». 3. Любой удар, но без обманных движений. 4. Любой удар.

Особое внимание уделять блокированию ударов«по ходу».

Перемещения игроков проводятся по часовой стрелке . (нападающие — блокирующие — передающие), после того как каждый блокирующий сблокировал по одному разу всех нападающих.

Упражнение восемнадцатое. Блокирование ударов с края сетки в сторону боковой линии, ближайшей к нападающему (проводится так же, как и предыдущее упражнение). Следить, чтобы ладони располагались не параллельно сетке, а под некоторым углом к ней.

Упражнение девятнадцатое подобно восемнадцатому, но применяется для тренировки группового блока. Блокирующие располагаются попарно, с учетом конкретной расстановки команды. Следить за согласованностью действий и положением рук.

Упражнение двадцатое. Блокирование ударов при «широкой раскидке». На одной стороне площадки — блокирующий, на другой — трое нападающих и в центре — передающий игрок. В зависимости от того, кто из нападающих получит передачу на удар, туда должен переместиться игрок и блокировать. Следить за правильностью выбора места толчка. Задания нападающим менять: 1. Удары только в одном направлении. 2. Любые удары.

Упражнение двадцать первое такое же, как и предыдущее, но блокирующих трое. Тренировка согласованности действий и правильного положения рук.

Упражнение двадцать второе. Тренировка «второго» прыжка. Игроки делятся на две группы. Одна группа размещается так: нападающие в зонах 2 и 3, блокирующий на другой стороне в зоне 4. Вторая группа размещается так же, но на другой стороне. Первая передача на удар идет в зоне 2, блокирующий делает прыжок для блокирования на эту передачу, а после откидки прыгает второй раз для блокирования удара с откидки. Игрок зоны 2 не производит ударов.

Упражнение двадцать третье. То же, но игроку зоны 2 разрешается нападать.

Упражнение двадцать четвертое. То же, но игрок зоны 3 нападает с откидки за головой игрока зоны 2.

Упражнение двадцать пятое такое же, как и три последних, но проводится для тренировки группового блока (блокирующие размещаются по два).

Упражнение двадцать шестое. Блокирование при более сложных тактических комбинациях. На одной стороне размещаются трое блокирующих. Размещение игроков на другой стороне указано на рис. 68. Задачи нападающих: передача «сразу» делается игроку 3, который имеет право нападать: игроки 2 и 4 нападают с краев сетки; игрок 6 играет с откидки в центре; игрок 5 нападает сзади него по типу «эшелона». Для тренировки второго прыжка следует разрешать нападающим делать не три удара, а четыре и пять. Необходимо особое внимание уделять тренировке блокирования тех комбинаций, наиболее часто применяющихся командор противника, с которой предстоит ближайшая встреча.


Рис. 68. Упражнение в блокировании

В учебных играх тренировка блокирования проводится по заданиям тренера. Приводим несколько примеров таких заданий.

Задание первое. Нападающие удары проводить только «по ходу».

Задание второе. Нападающие удары проводить только «с поворотом».

Задание третье. Нападающие удары проводить в любом направлении без обманных движений.

Задание четвертое. Разрешается нападать любым способом, но блокирующим в первую очередь обеспечить блокирование ударов «по ходу».

Заедание пятое. Удары проводит только средний нападающий за головой крайних нападающих.

В играх рекомендуется отдельным нападающим давать конкретные задания по устранению имеющихся у них недостатков в технике одиночного блокирования (выбор места толчка, направление взгляда). В каждом занятии, когда игрокам дается время на нападающий удар, обязательно должен быть противопоставлен блок — этим достигается тренировка нападающих и блокирующих.