Кросс

История кроссов в нашей стране началась в 20-х годах, когда были проведены несколько скоростных пробегов.

Из них непревзойденным по своей трудности был и остается по сей день скоростной «северный» пробег на 3500 километров: Москва — Ярославль — Вологда — Архангельск — Ленинград — Москва.

Может быть, вам покажутся странными слова «непревзойденный по трудности»? Не торопитесь удивляться. Это сейчас почти вся трасса пробега одета в асфальт и бетон. И то «почти». А тогда ни о каком твердом покрытии, даже о простом булыжнике, никто и не мечтал. Ехали по песку, глине, вязли в болотах. Но ехали и, более того, доехали.

А в 1933 году наши гонщики совершили знаменитый Каракумский пробег по Средней Азии. Через степи и безводные пустыни, без всяких дорог, по старинным караванным тропам, от колодца к колодцу.

Вы спросите, для чего были нужны эти труднейшие пробеги? Ну, во-первых, как и в любых соревнованиях, спортсмены стремились испытать и себя и машины. А кроме этого, пробеги имели еще одну цель. Коротко ее можно назвать так: показать автомобиль. Да, да, именно показать автомобиль. Ведь советское автомобилестроение еще делало тогда свои первые шаги. Машин в стране было совсем мало. О них кое-где только слышали, но не видели. А в глухих северных лесах и в азиатских пустынях и не слышали и не видели. Автомобиль был чудом и нес на своих колесах весть о новой жизни.

Сейчас автомобилем, конечно, никого не удивишь. Страна покрылась сетью отличных дорог. И нужда в таких пробегах «по бездорожью» отпала. Но спортсмены и сегодня стремятся испытать и машины и себя на пределе возможностей. И родился новый кросс: гонка по пересеченной местности. Уже совсем без всяких дорог. Дистанция кросса обычно не велика — всего несколько километров. Но каких! Овраг так овраг. Ручей так ручей. Крутые подъемы, головокружительные спуски, болото, глубокие пески... Все подходит для кросса.

Проехать кроссовую трассу легковому автомобилю не под силу. В соревнованиях у нас обычно участвуют грузовики, серийные машины — трудяги, багги, УАЗы — и, конечно, первоклассные шоферы. Неподготовленному новичку делать на таких соревнованиях просто нечего.