Рекордные заезды

Рекордные заезды были в свое время очень популярны, и каждый гонщик мечтал установить новый рекорд скорости. Автомобильные фирмы строили специальные рекордные машины, которые уже с 20-х годов стали мало походить на автомобиль. Разве что четырьмя колесами. Почти у всех был вытянутый зализанный фюзеляж и хвостовое оперение, как у самолетов. И водитель там назывался не шофером, не гонщиком, а пилотом. Каждая машина имела собственное звучное имя: «Молниеносный Бенц», «Синяя птица», «Молния», «Голубое пламя» и — страшно сказать — «Зеленое чудовище». На самых последних машинах устанавливают уже самолетные реактивные двигатели. Ну и скорости, конечно, тоже самолетные. «Голубое пламя», например, удалось разогнать до немыслимой скорости в 1001,5 километра в час. Этот рекорд установил в 1970 году американский гонщик Гарри Габелич.

Правда, долго мчаться так рекордный автомобиль не может. И в частности, потому, что просто не найти, совершенно прямую и ровную дорогу в 1000 километров. Пришлось бы строить что-то вроде взлетной дорожки, скажем, от Ленинграда до Вильнюса.

Рекорды устанавливают на коротком участке длиной всего в один километр. А сам заезд выглядит так. Сначала разгон до стартовой отметки, потом километр «полета» — иначе не скажешь — и торможение. А потом в обратном направлении. Судьи вычисляют среднюю скорость на этом километре, смотрят в справочники и говорят, есть рекорд или нет.

Постройка такой машины — дело очень сложное. И вот почему. Рекордный автомобиль должен, как и обычная машина, ехать. То есть его колеса должны катиться по земле. Но на высоких скоростях встречный воздух действует на машину так же, как на крыло самолета, и стремится оторвать ее от дороги. Если это произойдет — катастрофа. Ведь автомобиль все же не самолет. Поэтому корпус рекордных машин делают как «крыло наоборот». Таким, чтобы воздух не поднимал, а прижимал автомобиль к земле.

Но чем сильнее автомобиль прижимается к земле, тем сильнее его колеса сцепляются с поверхностью и тем больше сопротивление движению. И значит, тем мощнее и тяжелее должен быть мотор. А тяжесть увеличивает сцепление... В общем, заколдованный круг. Но, несмотря на это, машины такие строят и, наверное, будут строить всегда.

Есть еще один вид рекордных заездов: со стартом с места. Гонщик должен разогнать стоящую на старте машину до максимальной скорости на расстоянии в один километр. Дальше уже неважно.

Сейчас для таких соревнований строят специальные машины. Они называются драгстерами. Их уже и машинами для езды назвать нельзя. Какая-то каракатица или щука на колесах. Во время заезда драгстер едет только на задних колесах, которые все время буксуют. Иначе не получается. А щучий нос с велосипедными колесами задран вверх. В мире таких машин единицы. В Советском Союзе есть два драгстера — в Харькове и Ленинграде.

Кстати, вы знаете, что первой машиной, которая преодолела скорость 100 километров в час, был... электромобиль. Произошло это в самом начале «автомобильного века» — в 1909 году. Тогда французский гонщик и конструктор К. Женатти построил свои первые машины с электрическим двигателем.

Потом электромобили надолго оказались забытыми. Их почти по всем статьям победил автомобиль с бензиновым двигателем.

Но сейчас к электромобилю начали присматриваться снова. Главное его достоинство — безвредность. У него нет выхлопа, который отравляет воздух. Уже появились первые электрогрузовики, автобусы, легковые и спортивные машины.

В Харькове построен первый спортивный электромобиль ХАДИ-11Э. Он сразу же стал обладателем всесоюзных и мировых рекордов. Среди электромобилей, конечно. На дистанции один километр с хода он показал 145,7 километра в час. А с места — 109,1 километра.