Ралли

Это короткое английское слово «ралли» прочно вошло в спортивный обиход. Заменить его одним русским нельзя. Приблизительно он переводится так: «собираться всем где-то в одном месте».

Сегодняшние ралли — это автомобильные гонки на длинную дистанцию, и продолжаются они не один день. А при чем же тут «собираться в одном месте»? Дело в том, что сначала эти соревнования устраивали так, чтобы, стартовав в каком-то пункте, гонщики к вечеру возвратились назад. На следующий день маршрут был другим, но к концу дня спортсмены снова были вместе. Теперь правила изменились. Гонщики стартуют, например, в Лондоне, а финишируют за десятки тысяч километров, например в Сиднее или Мехико. Правда, через океаны машины перевозят на пароходах. Но это расстояние и не входит в трассу гонки. Собираются же на финише далеко не все. Многие, не выдержав напряжения гонки, сходят с трассы, выбывают из соревнований. Но слово осталось.

Главная задача гонщиков-раллистов — соблюдать график движения и вовремя прибывать на контрольные пункты. За любое опоздание — штрафные очки. А если приехал раньше, тоже не очень хорошо. Кроме того, в программу обязательно включают самые разные соревнования: ипподромные и кольцевые гонки, кросс, фигурное вождение или слалом, скоростные участки, где из машины «нужно выжать все». В общем, ралли — универсальные соревнования.

В экипаже каждой машины двое — водитель и штурман. Водитель, само собою, ведет машину. Он, если так можно сказать, сильные, умелые руки и бесстрашное сердце экипажа. От его мастерства, самообладания и физической выносливости зависит очень многое. Но каким бы опытным он ни был, одному ему не справиться. Очень уж высоки скорости, обстановка на трассе меняется быстро и непрерывно, и, кроме того, гонка идет по совсем незнакомым местам. Вот тут и нужен штурман. Не пассажир, с интересом глазеющий по сторонам, а активный участник гонки.

В его распоряжении карта, вернее, карты маршрута и его точное и подробное описание. Где подъем или поворот, какое покрытие у дороги, где есть ограничения скорости, когда и куда нужно повернуть. Это описание на языке гонщиков называется легендой.

Пользуясь картой, легендой и, конечно, своим громадным опытом, штурман должен дать водителю точный, своевременный и краткий совет. Ведь счет времени в гонке идет на секунды. «Прямой участок три километра, скорость сто двадцать». «Правый поворот, двести метров, семьдесят». «Триста метров поворот влево, проселок с гравийным покрытием, девяносто ».

И, следуя советам и собственному опыту, водитель меняет скорость, тормозит, поворачивает...

Но на этом обязанности штурмана не кончаются. В любой момент он должен быть готов заменить водителя и повести машину с тем же мастерством.

Для ралли не нужны специальные трассы и гоночные автомобили. Раллисты выступают на обычных серийных машинах. Ну, может быть, чуть приспособленных для трудных дорог. Гонка идет по обыкновенным шоссе с твердым покрытием и по проселкам, в общем потоке машин, с обязательным соблюдением правил дорожного движения. И скорость, установленную для дорог, тоже превышать не рекомендуется.

Вот, например, с какой задачей столкнулись наши гонщики в ралли «Тур Европы», что значит «Вокруг Европы».

Длина норвежского участка трассы была 900 километров. Его надо было преодолеть за 11 часов. То есть со средней скоростью 80 километров в час. «Учтите, — сказали гонщикам, — норвежская полиция запрещает езду со скоростью больше 90 километров».

А дело было в воскресный вечер. На дорогах тысячи машин. То и дело возникали «пробки». Больше часа гонщики потратили на то, чтобы пробраться через Осло — столицу Норвегии. Но к финишу все же успели. На контрольный пункт в городе Бадене пришли вовремя. Может быть, потому, что норвежские полицейские были в этот день немножко снисходительнее, чем обычно.

А бывает и наоборот. На границе Греции и Югославии наших гонщиков Морозова и Сингуринди остановили полицейские в форме: «У вашей машины разбита фара. Мы ищем машину, сбившую пешехода, а на месте найдены осколки стекла от фары. Поедете обратно к месту аварии». А ехать нужно было через всю Грецию. Короче говоря, задержали наших ребят на три дня. Что делать? Догонять. И начался неслыханный марафон. 4000 километров за 41 час. Без сна и отдыха. Остановки только для заправок горючим. И догнали. На финише они были почти вовремя. Средняя скорость их машины была 97,5 километра в час. В четыре раза выше «безумной» скорости гонок 1895 года.

Участники «Тура Европы» борются за два приза — золотой и серебряный кубки.

Тогда, в 1971 году, за золотой кубок боролись наши «Москвичи», а за серебряный— «Жигули», которых за рубежом называют «Ладами». Соперниками их были известнейшие автомобильные фирмы: французские «Сим-ка» и «Рено», немецкие «Фольксваген» и «Опель», итальянская «Альфа-Ролло» и многие другие. Всего на трассу ушел пятьдесят один экипаж.

Спортивная пресса, хотя и знала наших гонщиков как отличных бойцов, предсказывала им место не выше десятого.

График движения был очень жестким. Гонка шла почти непрерывно, днем и ночью, в любую погоду. Когда подвели итоги, то оказалось, что оба кубка — и золотой и серебряный — завоевали наши команды.

А первым советским чемпионом «Тура Европы» в 1974 году стал экипаж, где водителем был Стасис Брундза, «первое колесо Европы», как его назвали журналисты, а штурманом — опытнейший гонщик Александр Карамышев. Вот что рассказывал Стасис после этой гонки:

«Члены экипажа должны обладать высоким мастерством. Но этого мало. Нужна еще и полная психологическая совместимость. Как у космонавтов. Представьте себе ночь. На огромной скорости я веду машину по горной дороге. Один за другим следуют крутые повороты. И перед каждым я слышу точную рекомендацию штурмана: на какой скорости пройти вираж, где притормозить... Засомневайся я хотя бы на несколько секунд, ошибись хоть раз мой напарник — и катастрофа неизбежна...»

И вообще советские раллисты — грозные соперники. Грозные, но... надежные. Все гонщики мира знают, что советские ребята не бросят попавшего в беду гонщика, не промчатся мимо машины, лежащей на боку в кювете. Такое было не раз. Во время сверхмарафона Лондон — Мехико наш спортсмен, лидер гонки Кастис Гирдаускас, ни минуты не раздумывая, остановил машину, помог спортсменам, попавшим в аварию, убедился, что все в порядке, и только после этого продолжил гонку. За высокий результат в этих ралли Гирдаускасу было присвоено звание мастера спорта СССР международного класса. А оргкомитет соревнований наградил его призом «За спортивную доблесть»...

По общему мнению автогонщиков, ралли — это школа спортивного мастерства для каждого спортсмена. Неважно, в чем он специализируется: в кроссах, кольцевых или ипподромных гонках.