Крылатые люди

Скажем сразу: этот спорт не для всех. За всю историю человечества не удастся насчитать и десятка людей, занимавшихся им. Включая легендарных Дедала и Икара. Да, честно говоря, и спортом это назвать трудно. Это скорее отчаянный, смелый вызов природе, не давшей человеку возможности летать.

Случилось это в 1934 году. Американского летчика Клема Сона уволили из авиации. Он остался без работы и без денег. Клем был хороший летчик и отважный человек. И он решил доказать, что сможет летать без самолета. За несколько недель он своими руками смастерил снаряжение для свободного полета: специальный костюм с прочными складными крыльями-перепонками и стабилизатором. В снаряжение он включил и парашют.

И вот недалеко от Лондона, над аэродромом, где собрались тысячи людей, Клем совершает свой первый полет. Он покинул самолет на высоте 3000 метров и, раскинув руки, развернул свои крылья-перепонки. На глазах огромной толпы он кувыркался в небе, делая виражи, уходил в крутое пике и снова взмывал вверх. Через три минуты он благополучно приземлился на парашюте.

Его второй прыжок состоялся над Флоренцией в Италии. И снова акробатика, скольжение и даже мертвая петля — переворот через голову. После этого полета Клем твердо поверил в свои возможности. Вскоре неподалеку от Парижа он в третий раз прыгает из самолета. И опять захватывающий дух полет и высший пилотаж без самолета. Но кончился этот полет трагически. Не раскрылся много раз проверенный парашют.

Его полеты продолжил француз Лео Валентен, совершивший несколько полетов и погибший из-за неудачного приземления.

В Советском Союзе такими полетами в 30-х годах занялся Георгий Александрович Шмидт, бывший боец Конной армии, отважный человек и опытный парашютист. Клем и Валентен своими полетами зарабатывали на жизнь. Шмидта интересовал полет сам по себе. Он неторопливо и тщательно продумал снаряжение. Многократно испытал его на земле и только после этого начал полеты. Шмидт совершил 106 (!) прыжков. И все они закончились благополучно. Последователь Шмидта военный летчик Б. Павлов-Сельвинский создал еще более совершенное устройство. Он использовал многие достижения авиации. Проверял его так же, как проверяют самолеты. И все свои полеты провел тоже блестяще.

Но, несмотря на «потрясающее впечатление», Шмидт видел и недостатки таких полетов. Очень сложная посадка, неустойчивый полет, который в любое мгновение может перейти в штопор...

Да, эти головокружительные полеты не стали спортом многих. Очень уж велик риск. Но мы должны быть благодарны этим бесстрашным людям, испытавшим на себе полет Икара. Потому что ответ «нет, нельзя, не нужно» — это тоже очень важно. Людям не нужно тратить свое время, силы и рисковать жизнью в поисках уже известного ответа.