Мотоспорт

Если быть точным, то хмурый октябрьский день 1898 года положил начало не только русскому автоспорту. На трассу гонок от Александровской до Стрельны вышли и мотоциклисты. Их было пятеро на трехколесных мотоциклах. И нужно им отдать должное: это были смелые и мужественные люди. В метель, по занесенной снегом, ухабистой дороге, на машинах с жесткой подвеской без всяких амортизаторов они прекрасно прошли эти трудные 39 верст. Средняя скорость на трассе, как вы помните, была 24,5 километра в час. А это совсем немало в таких условиях.
Сразу после соревнований журнал мотоциклистов «Самокат» напечатал статью «Значение первой «гонки моторов» в России». В ней предсказывалось большое будущее мотоциклетному спорту в нашей стране. И «Самокат» оказался прав. Сейчас мотоспортом в Советском Союзе занимаются миллионы людей.
На первых порах главными соревнованиями в мотоспорте были шоссейные гонки и спринт — скоростные заезды. Мотоциклисты тогда выступали вместе с автомобилистами и ни в чем им не уступали.
Уже летом 1899 года состоялась первая сверхдальняя автомотогонка Москва — Петербург. На старт вышло шесть гонщиков — три на мотоциклах и три на автомобилях.
Тракт, как тогда называли магистральные дороги, был в очень плохом состоянии. Участники гонки рассказывали, что местами дороги просто не было. И вот по этому тракту мотоциклист Мази расстояние от одной столицы до другой прошел за 26 часов 57 минут со средней скоростью примерно 26 километров в час. А второй призер, автомобилист Трубецкой, затратил на весь путь 42 часа 59 минут...
Сейчас Москву и Ленинград соединяет прекрасное шоссе. И гонщик-раллист тратит на дорогу 6-7 часов. Интересно, сколько бы времени понадобилось тому же Мази, если бы он ехал по современному асфальту?
Надо сказать, что и мотоциклисты-спринтеры ездили тогда совсем неплохо, даже по современным меркам. На чемпионате России в 1913 году гонщик  Кремлев из Москвы промчался «мерную версту» (1087 метров) со скоростью 104,6 километра в час. А в 1916 году этот рекорд побил петроградец Маковский. На мерной версте он показал скорость 105,19 километра в час.
В то время заниматься мотоспортом могли далеко не все. Дело в том, что отечественных мотоциклов в России не было. Все спортивные машины — «Харлеи», «Руджи», «Мотосакоши» — привозили из-за рубежа. Стоили они больших денег, и купить их могли только очень состоятельные люди. Поэтому предсказание «Самоката» сбылось только при Советской власти.
Первые советские мотоциклы были выпущены в 1931 году. Ленинградский завод «Промет» изготовил большую партию спортивных мотоциклов Л-500. Затем их начали выпускать заводы в Ижевске, Таганроге и Подольске. Сейчас наши спортсмены во всех соревнованиях выступают только на отечественных машинах.
Занимаются наши мотоциклисты в клубах и секциях, а всей учебой и соревнованиями руководит Федерация мотоциклетного спорта СССР. Она является членом Международной мотоциклетной федерации (ФИМ), и советские спортсмены во всех международных соревнованиях выступают как полноправные и самые сильные участники.
Соревнования в мотоспорте самые разные: гонки по льду, гонки по гаревой дорожке, шоссейные гонки, кросс, многоборье, моторалли. И даже мотобол — футбол на мотоциклах. По этим видам ФИМ проводит чемпионаты Европы и мира, а наша мотоциклетная федерация — чемпионаты СССР.
Часто мотоциклисты совершают дальние и сверхдальние пробеги по местам боевой славы, по великим стройкам. А в 1979 году мотоциклисты из ДОСААФ даже въехали — иначе не скажешь — на самую высокую гору Кавказа — Эльбрус. Такой вид спорта и названия еще не имеет. Может быть, мотоальпинизм ?
Мы не сможем, к сожалению, рассказать в этом разделе о всех видах соревнований. Для этого в ней просто не хватит места. И расскажем только о тех, которые у нас любят больше всего.
Гонки по льду проводятся в СССР уже больше сорока лет, с 1938 года. А почему по льду? Ну, это можно понять. Ведь дорожки наших стадионов по нескольку месяцев в году засыпаны снегом. А соревноваться спортсменам хочется не только летом, но и зимой.
Эти гонки проводят на стадионах и специальных мототреках. Беговую дорожку вокруг поля заливают водой. Мороз делает свое дело. И пожалуйста: трасса готова.
Гонщики стартуют по четыре и делают в заезде четыре круга. На коротких прямых участках мотоциклисты разгоняются, а на виражах ревущие машины идут чуть ли не лежа на боку. Спортсмен опирается о лед коленом левой ноги, обутой в стальной башмак, и локтем левой руки.
В гонках участвуют особые мотоциклы. На таких по улицам не поездишь. Колеса у них усажены двумя рядами шипов. Один ряд посредине шины — для сцепления со льдом. А второй — слева, сбоку колеса. Эти шипы удерживают машину на льду во время поворота.
В первых же международных гонках, которые состоялись в Уфе, наши гонщики выступали просто отлично. Они вели борьбу со знаменитыми шведскими и финскими гонщиками смело и мужественно. После первого знакомства финский спортсмен Е. Перко сказал: «...мы мало знали о возможностях русских гонщиков... Их выступления превзошли все ожидания... их можно назвать гонщиками мирового класса». И это в первых соревнованиях, когда наши только-только начинали.
Кстати, там, в Уфе, произошел забавный и, пожалуй, примечательный случай. На этих соревнованиях отлично выступил швед Билли Андерссон. После окончания гонок, где он занял первое место, диктор по радио сказал: «Каждый из присутствующих с большим удовольствием пожал бы мужественную руку Билли Андерссона!» И тут многие зрители встали со своих мест и с криком «Ура Андерссону!» побежали к пьедесталу почета. Увидев сотни бегущих людей, Андерссон подумал, что его хотят поколотить (такое бывает в западных странах), и направился под защиту судей. Потом он смеялся: никак не ожидал такого хорошего отношения к победителю-иностранцу.
В прошедших тринадцати чемпионатах мира советские гонщики побеждали одиннадцать раз. Шесть раз чемпионом мира был гонщик из Уфы Габдрахман Кадыров. За смелость и мастерство западные журналисты присвоили ему титул «короля ледяного спидвея». Четыре раза подряд с 1975 года чемпионом становился Сергей Тарабанько.
Как-то после очередных соревнований гонщик Кони Самуэльссон сказал Сергею: «Ты обязательно станешь чемпионом! Потому что никого не боишься и... сохраняешь ясную голову!»
И уже в следующем чемпионате в Москве Сергей оставил позади всех выдающихся гонщиков. Шведский журналист писал по свежим впечатлениям: «Феноменально! Чемпионом становится гонщик, не проигравший ни одного заезда... Он — спортсмен с большой буквы!» А сам Сергей сказал о себе: «Просто был хорошо подготовлен, и машина была в полном порядке...»
Спидвей, или гонки по гаревому кольцу, почти то же самое, что и гонки по льду. Но колеса у машин без шипов. И не случайно. Потому что занос в спидвее — оружие гонщика. Он не боится его... И даже сам создает. Выходя из виража на прямую, спортсмен добавляет газ. Заднее колесо буксует и скользит по гари вправо. Гонщик сильно выворачивает влево руль машины, и мотоцикл выходит на прямую. Гонщик выравнивает его. Еще добавляет газ и, резко набирая скорость, уходит вперед.
Скажем прямо: спидвей — зрелище не для людей со слабыми нервами. Это настоящий мужской спорт. Над треком грохот моторов, гаревые шлейфы из-под колес... Закладывая вираж за виражом, один за другим на ревущих машинах пролетают гонщики... Четыре коротких круга. Новый заезд. И все повторяется снова.
Родился спидвей в Австралии и уже оттуда «переехал» за океан. Сначала в Америку, а потом в Англию и Европу. В Советском Союзе первые соревнования по спидвею состоялись в 1958 году. Он у нас чуть ли не самый молодой вид мотоспорта. И наверное, поэтому успехи наших гонщиков пока скромные. Чемпионов мира среди них еще нет. Но наверняка будут.
Однако университетом мотоспорта бесспорно является кросс. Во всяком случае известно, что всякий спортсмен, который добился в мотоспорте успеха, обязательно прошел его суровую школу. Кросс требует от человека особого мужества, быстроты реакции, настойчивости и упорства в борьбе. Мы уж не говорим о силе. Иногда ведь бывает и так: половину дистанции мотоциклист едет на мотоцикле, а половину — тащит его на себе.
Представьте себе небольшую, длиной всего в 1,5—2 километра кольцевую дорожку по пересеченной местности. То есть по местности, где никому даже не придет в голову ездить. Разве что на танке или тракторе. Но таковы уж условия этих соревнований.
По кочкам, песку, промоинам, в пыли и брызгах спортсмен проходит это кольцо двадцать—двадцать пять раз. А рядом, впереди и позади, мчатся такие же азартные и бесстрашные соперники.
Рев машин, взлетающих на кручу, заполняет округу. Над трассой висят тучи пыли и голубая дымка от выхлопов. На большой скорости машины вылетают на пригорок, пролетают по воздуху несколько метров и устремляются вниз. Разноцветные шлемы, яркие, заляпанные грязью куртки. И в седлах машин отчаянные ребята, не теряющие голову в самых трудных ситуациях. Вот что такое кросс.
Но не только это. И не в безрассудной храбрости залог успеха. Тут и трудолюбие на тренировках и машину нужно знать как свои пять пальцев...
За всю историю мировых чемпионатов больше всех золотых медалей завоевали бельгийские гонщики. У «непобедимого» бельгийца Жоэля Робера шесть медалей. Пять медалей хранятся у шведов. И четыре у нас, в Советском Союзе. В 1965 году чемпионом мира стал В. Арбеков из Москвы, и трижды на высшую ступень пьедестала почета поднимался ленинградец Г. Моисеев.
Робер считается образцом для всех кроссменов. На всех соревнованиях прямо со старта он так отрывался от соперников, что никому не удавалось «сесть ему на колесо». Однако в Юкках под Ленинградом и Жоэль увидел впереди спину соперника. «Безумец», — сказал он о нем после соревнования. А этим «безумцем» был наш гонщик из Киева Владимир Кавинов.