Сальто в воздухе

С 1948 года возобновились первенства СССР по акробатике. Свешников завоевал звание чемпиона страны по прыжкам, а в следующем, 1949 году он первым среди акробатов-спортсменов сделал двойное сальто. Этим он доказал, что спортсмены с успехом могут спорить в трудности прыжков с лучшими цирковыми артистами. Примеру Свешникова последовали и другие.

В 1956 году на чемпионате страны почти все прыгуны — около ста человек — делали в своих произвольных комбинациях двойное сальто. Федерация акробатики СССР была даже вынуждена ввести специальное ограничение для этого, ставшего слишком «легким», прыжка. Вот как быстро выросли наши акробаты!

Теперь мастера спорта по акробатике ни в чем не уступают артистам цирка, а иногда и превосходят их по сложности и классу исполнения. Ученики догнали учителей. Цирковые артисты часто приходят на тренировки спортсменов, смотрят и учатся. Соперничество не поссорило их. Цирк и спорт по-прежнему дружат.

Как и в каждом виде спорта, в акробатике существует своя «школа движения». Нужно научиться простейшим элементам, которые служат ключом к будущим сложным вращениям.

Сальто! Подпрыгнуть, перевернуться в воздухе и снова встать на ноги. Мальчишки, которые занимались второй год, легко, словно играючи, делали этот элемент. Но новеньких тренер сразу не спешил обучать сальто. Шло занятие за занятием, а он заставлял их делать только «перекаты» и «кувырки»: присел, уперся руками в землю и, сжавшись в комок, перекатился через шею и спину. И так несколько раз подряд. Вперед и назад. Сначала делать кувырки было интересно, но потом наскучило.
— Когда мы будем учить сальто? — спросил кто-то из ребят.
— А мы уже учим его,— ответил тренер.— Кувырок — это тоже сальто, только не в воздухе, а на земле. До сих пор вы делали простые кувырки, а сегодня я дам вам задание потруднее.

Тренер принес две стойки для прыжков, повесил между ними веревочку и объяснил, что надо разбежаться, толкнуться о мостик, перелететь через веревочку и сделать кувырок.

На всякий случай тренер положил не один гимнастический мат, а два — один на другой, чтобы было помягче. Это оказалось не лишним. Ни у кого из мальчиков кувырок через веревочку сразу не получился. Все падали на спину.

Сальто пришло само. Ребята прыгали, как обычно, — кувырки через веревочку. Вдруг тренер убрал стойки для прыжков и сказал:
— А теперь делайте то же самое, только раньше группируйтесь.

И у всех получилось сальто вперед. Легко и просто.

Это произошло через несколько месяцев после начала занятий. Много разных элементов пробовали за это время юные акробаты. Учились стоять сначала на голове, потом на руках, делали разные упражнения вдвоем — парные. Кроме того, развивали гибкость и силу, занимались хореографией — выполняли под музыку такие же движения, как и ученики балетной студии. Тренер объяснил, что акробат должен не просто делать всевозможные прыжки и стойки, а выполнять их красиво. Но, прежде чем делать красиво сложное сальто, надо уметь красиво ходить и двигаться, обладать хорошей осанкой. Часто ребята занимались на стадионе — бегали и прыгали, метали гранату. Зимой начались вылазки на каток и на лыжах. А летом поехали в спортивный лагерь.

Так прошел первый год занятий. Мальчики и девочки подросли и окрепли, научились многим упражнениям.

Когда начался новый учебный год, тренер сказал:
— Будем готовиться на сдачу разрядного норматива «Юный акробат».

Все занимающиеся разбились по группам. Одни решили, что будут соревноваться по акробатическим прыжкам, другие — в парных упражнениях, третьи — в групповых. Но большинство хотело заниматься прыжками.

Страницы: 1 2 3 4