Школа грации

Посмотрим снова на наших девочек. Сегодня они танцуют. Плавный русский шаг сменяется веселой «дробушкой».
— Стоп, — командует тренер. — Девочки, внимание! У вас опять движения не согласованы с музыкой.

Тренер не случайно остановила спортсменок. Музыкальность — главная черта художественной гимнастики. Так же, как в танце, движения и мелодия должны сливаться в одно целое, и тогда у зрителя возникает впечатление, что звучат сами движения.
— Какую мне выбрать музыку? — спрашивает гимнастка.

Пианист берет ноты, играет одно произведение за другим. У рояля стоят спортсменка и тренер. Слушают, просят повторить еще раз. Вот это, кажется, подойдет. Так, с выбора музыки, начинается составление произвольного упражнения. Под музыку, под ее характер и ритм подбирают движения. Выбор музыки зависит от вкуса спортсменки. Одной девушке по душе веселье, задор, другой — лиричность, легкая грусть.

Абсолютная чемпионка СССР 1964 года Эльвира Аверкович избрала для своей произвольной композиции «Революционный этюд» Шопена. Музыка героическая, зовущая на подвиг. Именно эти чувства сумела передать Эльвира в своем выступлении. Или другой пример.

Гимнастка из г. Ростова В. Вернер показала комбинацию под «Цыганские напевы» Сарасате. Уже сама внешность девушки очень подходила к этой музыке. Черноволосая, высокая, стройная, она и в движениях была живая и порывистая — настоящая цыганка. И не раз получала за свое исполнение высшую оценку — 10 баллов.

На соревнованиях всегда объявляют, под какую музыку гимнастка выполняет упражнение. И этим как бы подчеркивается, что музыка — равноправная часть композиции спортсменки.

Разные мелодии звучат в зале. Лирические и бурные, классические и современные. Комбинацию без предмета гимнастка составляет под любую понравившуюся ей музыку. А с предметом — нет. Здесь приходится считаться с его особенностями. Шарф, например, признает только плавные мелодии. А скакалка, наоборот, требует быстрого темпа, четкого ритма. И судьи оценивают не только исполнение элементов, но и умение спортсменки передать в своих движениях эмоциональный характер музыки.

Судьи — строгие ценители красоты. Они не могут восторгаться так, как мы с вами, — хлопать в ладоши, кричать «браво». Они должны подмечать каждую неточность в движениях гимнастки, наказывать за ошибки, оценивать мастерство. Высшая оценка в художественной гимнастике — 10 баллов. Заслужить ее трудно. Надо выполнить упражнение безупречно, с особым блеском и вдохновением. Но и 9 баллов сг «хвостиком» тоже неплохая оценка. «Девятка» за все упражнения мастерской программы дает право на значок мастера спорта СССР.

Это почетное звание введено в художественной гимнастике в 1954 году. Первым мастером спорта стала воспитанница Дворца пионеров Свердловска Лилия Назмутдинова.

Давайте взглянем на самых маленьких участниц соревнований. Мы с вами в спортивном зале, сегодня здесь много зрителей. Среди них папы, мамы и даже бабушки юных гимнасток. Они дружно «болеют» за них.

По углам просторной площадки в центре зала сидят судьи. Они держат на коленях альбомы с набором цифр. После того как спортсменки выполнят упражнение, судьи покажут оценку.

На площадку выходят девочки. О, да это наши знакомые! Сегодня их первые в жизни соревнования. И первая ступенька на пути к мастерству — III юношескому разряду. Они должны выполнить несколько обязательных упражнений.

Страницы: 1 2 3 4